Позднесоветский стиль
1980 гг
Новгородский театр драмы имени Ф. М. Достоевского
Новгород, ул. Великая, 14
1987
Новый драматический театр Великого Новгорода часто сравнивают с космическим кораблём, хотя архитекторы закладывали и другие смыслы. Необычные экстерьеры и интерьеры, многообразие форм декоративных элементов, игра геометрических фигур отражают свободу театрального самовыражения, полёт фантазии и принципы авангарда.
Музей-панорама «Сталинградская битва»
Волгоград, ул. имени Маршала Чуйкова, 47
1982
Музей посвящён Сталинградской битве — одной из ключевых битв Второй мировой войны. Форма здания отвечает назначению — внутри находится панорама, а каждый этаж имеет свою круговую экспозицию, позволяющую увидеть, как разворачивались события с течением времени. Посередине расположена уникальная модернистская лестница.
Чувашский театр оперы и балета
Чебоксары, Московский пр., 1
1991
Несмотря на то, что театр построен в последние годы Советского союза, он воплотил все принципы совмодернизма: строгие формы, игра объёмов и обращение к космической тематике.
Национальная библиотека Беларуси
Минск, пр. Независимости, 116
Новая национальная библиотека начала строиться с конца 1980-х годов, а открылась только в 2006. Несмотря на сложную конструкцию, все помещения строго функциональны. Читальные залы и офисы располагаются на первых трёх этажах, а над ними книгохранилище в форме ромбокубооктаэдра, который в народе называют алмазом. Необычная библиотека стала одним из самых запоминающихся зданий Беларуси.
Тэги:
- архитектура
- конструктивизм
- модернизм
Мавзолей Ленина
Мавзолей Ленина
Сакральное мемориальное сооружение на Красной площади появилось в 1924 году. Первый мавзолей был деревянным. В основе постройки архитектора А. Щусева лежал куб, на вершине которого возвышалась конструкция из трех ступеней. Построили его за несколько часов до церемонии похорон вождя. Весной этого же года правительство решило перестроить мавзолей.
Работы поручили тому же Щусеву.
Архитектор сохранил принцип ступенчатости зиккурата, но придал ему больший масштаб и монументальность. У мавзолея появилась трибуна, с которой члены правительства обращались к народу. Второй мавзолей тоже был деревянным, он просуществовал до 1929 года.
В 1925 году объявили международный конкурс на возведение мавзолея из долговечных материалов. И опять победил проект А. Щусева. Гранитный мавзолей повторял формы деревянного. Новый мавзолей — образец постмодернизма с элементами ар-деко, принимает посетителей с октября 1930 г. Побывать в нем можно и в наши дни.
Адрес: Москва, Красная площадь.
Музей «Сулайман-Тоо»
Где находится: Киргизия, ОшКогда достроили: в 1976 годуАрхитектор: Кубанычбек НазаровДоступность: в часы работы музея, он открыт ежедневно с 09:00 до 18:00Стоимость: вход на оборудованную пешеходную тропу и смотровую площадку стоит 25 KGS (22 Р), в музей — 50 KGS (45 Р)Где почитать подробнее: на сайте туроператора по Средней Азии
Немного истории. Историко-археологический музей построили в 1976 году на одноименной священной горе. Ее включили в список Юнеско в 2009 году — это первый памятник всемирного наследия в Киргизии.
На горе Сулайман-Тоо расположены несколько пещер, и музей находится внутри самой большой из них. В нем два этажа: нижний расширили вручную, а верхний оставили как есть. Музей хранит 30 000 экспонатов, а на стенах пещеры есть петроглифы — древние наскальные рисунки.
Зачем ехать. Погулять по горным склонам, увидеть город Ош со смотровой площадки и забраться в пещеру.
Интересный факт. Паломники, посещающие гору Сулайман-Тоо, верят в лечебные свойства ее пещер. Говорят, здесь избавляются от бесплодия и заболеваний суставов и позвоночника.
Что пишут в отзывах. «Экспозиция не очень богатая, некоторые экспонаты довольно потрепанные на вид, но сама пещера, в которой находится музей, просто потрясающая. Обязательно возьмите экскурсовода: рассказывают интересно. С балкона музея открываются отличные виды на город и его окрестности».
Расцвет конструктивизма и его последователи
Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.
Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.
В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод, когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru
Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.
Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».
Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com
Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com
Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net
Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.
Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua
Здание Президиума Российской академии наук
Где находится:Россия, МоскваГоды строительства: 1974—1990Архитекторы: А. Батырева, Л. Барщ, С. Захаров, А. ЗвездинДоступность: можно зайти внутрьСтоимость: бесплатноГде почитать подробнее:в журнале «Москвич»
Немного истории. Здание Президиума РАН начали проектировать в 1960-х годах. К строительству приступили в 1974 году, закончили в 1990. Вторую очередь комплекса сдали в эксплуатацию еще спустя восемь лет.
В основании комплекса располагаются подземные парковки и технические этажи. В низких зданиях — концертный, конференц-залы и зимний сад. В высотной части работают ученые. На башне находится сложная конструкция, которую прозвали «золотыми мозгами», — она закрывает собой коммуникационные системы, торчащие из крыши.
Замысловатая конструкция пониже — это часы с четырьмя циферблатами. Они долгое время не шли, потому что не было нужных электронных деталей. В 2017 году часы заработали — впервые с момента установки.
Зачем ехать. Посетить смотровую площадку в 300 метрах. Ресторан на 22-м этаже здания с панорамным видом на Москву закрыт уже больше года.
Интересный факт. Ходит слух, что в здании есть девять подземных этажей, но даже сотрудники в это не верят.
Что пишут в отзывах. «В комплекс академии входит организованная на берегу смотровая площадка. Очень хорошо, что возле нее есть открытая автомобильная парковка: в любое время можно приехать и спокойно, без толчеи, насладиться видом Москвы-реки, нескончаемым потоком машин, комплексом высоток Москва-сити. Внизу под берегом — Нескучный сад, слева — Андреевский монастырь».
Сталинский неоклассицизм
1930-1953 гг
На смену конструктивизму приходит сталинский ампир (неоклассицизм), соответствующий эпохе 1930-х годов. Отсутствие декоративных элементов и строгость сменяется обращением к архитектуре античности. Через торжественные арки, колонны, военную символику демонстрируется пафос тоталитаризма, единой власти, военной и промышленной мощи. Проектируются всё более и более масштабные здания, которые заменяют собой дореволюционные дома и церкви. Самые амбициозные из них так и не были осуществлены из-за начала войны, но эпоха сталинского неоклассицизма оставила большое наследие административной и жилой застройки.
Сталинские высотки
Москва
1947
В честь 800-летия Москвы началось строительство восьми высоток, которые теперь называют сталинскими. В итоге, появилось семь высоток, ставшие административными учреждениями (МИД), гостиницами («Украина»), и жилыми домами. Они являлись символом будущего, прогресса и возрождения после войны: все они были оснащены последними техническими новинками, а при создании использовались новые технологии каркасного строительства и самоподъёмный бетонный кран. При этом стиль сталинского ампира отсылал к прошлому, благодаря элементам неоклассицизма и античности. Правда, завершалось строительство уже при Хрущёве, и здания лишались многих запланированных при Сталине «архитектурных излишеств».
Интересно, что слово «высотка» использовалось сознательно, заменив «небоскрёб», чтобы избежать ассоциации с американскими небоскрёбами.
Прогулки по сталинским высоткам с экскурсоводом — выбрать и заказать.
Дом Советов
Санкт-Петербург, Московский пр., 212
1941
Дом Советов на Московской площади стал единственным осуществлённым проектом по созданию нового административного центра Ленинграда. Воплощению проекта помешала война, но благодаря дому Советов можно представить, как мог бы выглядеть новый центр города: масштабные постройки с торжественными барельефами, посвящённые советской власти и рабочим, колонны, арки, богато украшенные интерьеры. В отделке восьмиэтажного здания использовали гранит и мрамор.
Санаторий им. Орджоникидзе
Сочи, Курортный пр., 96
1937
Санаторий имени Орджоникидзе в Сочи был построен в 1937 году и долгое являлся одним из лучших санаториев Союза. Масштабный комплекс состоит из пятнадцати корпусов, богато декорированных снаружи и внутри. Центральная лестница ведёт к роскошному фонтану, а для того, чтобы быстро добраться с пляжа действовал подъёмник. Ранний сталинский ампир особенно вдохновлялся архитектурой античности, используя переработанный коринфский ордер. Долгое время санаторий не действует, а недавно на территорию открылся свободный вход.
Центральная лестница
Волгоград, наб. 62-й Армии
1952
Пропилеи и Центральная лестница на главной набережной Волгограда были построены после войны как парадный вход в город для приезжающих водными видами транспорта
Пропилеи с колоннадой напоминают о переправе через Волгу, которая была здесь в военное время и имела важное значение. Лестница же используется в качестве амфитеатра во время концертов и праздников
Другие интересные примеры сталинского неоклассицизма: парк ВДНХ в Москве, Самарский театр оперы и балета, дом на Моховой, 13 в Москве, Кабинет министров в Киеве.
Омский музыкальный театр
Где находится:Россия, ОмскКогда достроили: в 1981 годуАрхитекторы: Дмитрий Лурье, Николай Стружин, Наталья БелоусоваДоступность: в часы работы театра, касса открыта ежедневно с 10:00 до 19:00Стоимость: вход в здание бесплатный, билет на представление стоит от 150 ₽Где почитать подробнее:на сайте музтеатра
Немного истории. В 1970-х годах Омскому театру музыкальной комедии понадобилось новое здание: прежнее стало тесным. Фундамент заложили за семь лет до сдачи сооружения в эксплуатацию, но основное строительство пришлось на последние полтора года. Театр поспешно открыли, а потом снова закрыли для устранения неполадок. В итоге он переехал сюда в начале 1982 года.
Проект разработали московские архитекторы. Он получился инновационным: например, сценическая площадка могла вращаться. Зрительный зал обшили ясенем для лучшей акустики.
Можно долго спорить о форме здания. С одного ракурса это концертный рояль, с другого — корабль с парусом. Омичи называют его трамплином.
Зачем ехать. Увидеть трамплин, с которого нельзя спуститься. Посмотреть мюзикл или балет, послушать оперу. Бесплатно посетить музей театра или групповую экскурсию за 130 ₽ с человека.
Интересный факт. По задумке Натальи Белоусовой, одного из авторов проекта и жены актера Александра Ширвиндта, каждую гримерку оснастили душем — шикарные условия для артистов в то время.
Что пишут в отзывах. «Среди интеллигенции Омска и по сей день идут споры о том, уродует здание музыкального театра облик Омска или нет. Строение действительно напоминает гигантский трамплин, к тому же в один из последних ремонтов его крышу покрасили в веселый оранжевый цвет.
Несмотря на все это, театр ежегодно открывает очередной сезон и радует публику новыми постановками. Убранство и акустика зала очень высокого качества, репертуар подобран со вкусом. Одно время мне очень нравилась постановка „Летучая мышь“, так что искренне всем советую его посетить».
1917-1930: ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Октябрьская революция привела к ряду изменений в жилищной политике страны. Определяющими стали два декрета 1918 года «Об отмене частной собственности в городах» и «Социализация земель», которые привели к созданию так называемых коммунальных квартир. Государственная собственность стала занимать большую долю в общем объеме жилищного фонда и строительных проектов страны; советский режим также взял на себя задачу распределения жилья среди людей.
В 1920-х годах начал формироваться новый тип недорогого массового жилья. Комитет по строительству Российской Советской Федеративной Социалистической Республики первым в истории страны приступил к разработке модели стандартного дома в соответствии с современными требованиями и с использованием научного подхода. Среди прочего, власти провели ряд различных конкурсов, и в конечном итоге эти меры привели к созданию принципиально новых типов домов, начиная от коммунальных и заканчивая так называемыми садовыми городами.
Согласно плану, человек мог провести всю свою жизнь в одном районе, не испытывая никакой потребности в чем-то за пределами его территории: поблизости должны быть магазины, детские сады, школы, институт с общежитиями, фабрики и даже крематорий.
В 1920-х годах начал формироваться новый тип недорогого массового жилья
Новгородский театр драмы
Где находится:Россия, Великий НовгородКогда достроили: в 1987 годуАрхитектор: Владимир СомовДоступность: в часы работы театра, касса открыта ежедневно с 14:00 до 19:00 и перед началом утренних спектаклейСтоимость: вход в здание бесплатный, билет на представление стоит от 200 ₽Где почитать подробнее:на сайте театра
Немного истории. Архитектор Владимир Сомов планировал привлекать зрителей не только удивительной формой здания, но и подсветкой его фасадов. Чтобы свет лучше отражался от стен, их облицевали белым карельскими мрамором.
По бокам здания находятся две водонапорные башни. Их можно использовать для тушения пожара в театре, а в чашах перед ними раньше работали фонтаны. Сейчас на их месте клумбы.
В декабре 2020 года архитектурное бюро из Петербурга выиграло конкурс проектов по реконструкции здания. Скоро оно должно приступить к работе.
Зачем ехать. Сходить на спектакль и посмотреть на космическую постройку. Лучший вид на нее открывается с набережной Александра Невского.
Интересный факт. В проектировании окон здания участвовал Андрей Макаревич: до начала своей музыкальной карьеры он работал в институте по проектированию театрально-зрелищных предприятий.
Что пишут в отзывах. «Любимое здание во всем Новгороде: драмтеатр поражает красотой и монструозностью, он неожиданный и невероятный, массивный и невесомый. По бокам расположены белые башни, на которые можно вскарабкаться и увидеть город с высоты. В каменных плитах есть отверстия, сквозь которые прорастает трава. Я люблю это место и чувствую себя там просто замечательно: в нем есть своя энергия».
Советская архитектура 1920- 1930 года
В начале 20-х годов ХХ века в Советском Союзе началась масштабная застройка. Строили заводы, электростанции, проектировали новые города и застраивали их жилыми домами. В архитектуре того времени прослеживаются веяния конструктивизма и рационализма, которые соединились воедино и легли в основу советского стиля в архитектуре. Именно в 20-е годы был построен Мавзолей Ленина в Москве, московский телеграф, дворец культуры им. Горького.
Важно помнить, что в 20-е годы в СССР еще существовала рыночная экономика – это было время НЭПа. Многие здания также строили на частной инициативе либо же по заказу партийных работников. В 30-е годы свобода закончилась, и началась индустриализация с широко известными пятилетками
В это время в города активно привозили крестьян для работы на новых промышленных объектах. Типичные жилые дома, а точнее бараки, были деревянными. В регионах с повышенной влажностью бараки строили из кирпича и шлакоблока – выглядели они такими же квадратными и убогими
В 30-е годы свобода закончилась, и началась индустриализация с широко известными пятилетками. В это время в города активно привозили крестьян для работы на новых промышленных объектах. Типичные жилые дома, а точнее бараки, были деревянными. В регионах с повышенной влажностью бараки строили из кирпича и шлакоблока – выглядели они такими же квадратными и убогими.
Бараки
Тетрис
Середина 80-х. Время, овеянное легендами. Идея тетриса родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба Pentomino Puzzle. Суть этой головоломки была довольно проста и до боли знакома любому современнику: из нескольких фигур нужно было собрать одну большую. Алексей решил сделать компьютерный вариант пентамино. Пажитнов не просто взял идею, но и дополнил ее: в его игре собирать фигурки в стакане предстояло в реальном времени, причем сами фигурки состояли из пяти элементов и во время падения могли проворачиваться вокруг собственного центра тяжести. Но компьютерам Вычислительного центра это оказалось не под силу — электронному пентамино попросту не хватало ресурсов. Тогда Алексей принимает решение сократить количество блоков, из которых состояли падающие фигурки, до четырех. Так из пентамино получился тетрамино. Новую игру Алексей нарекает “тетрисом”.
Самолёт Можайского
Над решением сложнейших задач по разработке самолета работали многие умы по всему миру. Многочисленные чертежи, теории и даже тестовые конструкции не давали практического результата – самолет не поднимал в воздух человека. Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский первым в мире создал самолет в натуральную величину. Изучив труды своих предшественников, он развил и дополнил их, используя свои теоретические познания и практический опыт. Его результаты в полной мере разрешали вопросы своего времени и, несмотря на очень неблагоприятную обстановку, а именно отсутствие фактических возможностей в материальном и техническом плане, Можайский смог найти в себе силы для завершения постройки первого в мире самолета. Это был творческий подвиг, навеки прославивший нашу Родину. Но сохранившиеся документальные материалы, к сожалению, не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.
Электродвигатель
Борис Семенович Якоби, архитектор по образованию, в возрасте 33 лет, будучи в Кенигсберге, увлекся физикой заряженных частиц, и в 1834 году он делает открытие – электродвигатель, работающий по принципу вращения рабочего вала. Мгновенно Якоби становится знаменитым в ученых кругах, и среди многих приглашений на дальнейшее обучение и развитие он выбирает Петербургский университет. Так, вместе с академиком Эмилием Христиановичем Ленцем он продолжил работу над электродвигателем, создав еще два варианта. Первый был предназначен для лодки и вращал гребные колеса. С помощью этого двигателя судно легко держалось на плаву, двигаясь даже против течения реки Невы. А второй электродвигатель был прообразом современного трамвая и катил по рельсам человека в тележке. Среди изобретений Якоби можно отметить также гальванопластику – процесс, который позволяет создавать идеальные копии исходного предмета. Это открытие повсеместно применялось для украшений интерьеров, домов и многого другого. Среди заслуг ученого также числится создание подземных и подводных кабелей. Борис Якоби стал автором около десятка конструкций телеграфных аппаратов, а в 1850 году изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, который работал по принципу синхронного движения. Это устройство было признано одним из крупнейших достижений электротехники середины XIX века.
Античность
Однако одним только грекам суждено было сыграть решающую роль в развитии архитектурных стилей последующих эпох. Только их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до наших дней. Иногда о нем забывали, порой от него решительно отказывались, но оно снова и снова восставало из небытия. Чем же привлекало, чем так притягивало к себе искусство Греции? Изяществом и благородством форм, продуманностью и отточенностью всех деталей, уравновешенностью и спокойным величием. И вместе с тем – конструктивной простотой.
Греки, давшие миру начало многих наук, первыми разработали и стройную теорию архитектуры. Они ввели в практику никогда не нарушаемый ими закон симметрии. Впоследствии в Европе он станет незыблемым основанием классицизма
фото: mosarchinform.ru
Притягательная сила греческой культуры была такова, что Рим, покоривший Афины, сам оказался в положении завоеванного. Но в архитектуре римляне не копируют греков, хотя и подражают им. И насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне стали практичными строителями. Они создают архитектуру, которая своим размахом и колоссальным масштабом явилась проявлением мощи своей империи, ее символом.
Рим насаждает свою культуру среди покоренных им народов, не взирая на их национальные особенности. Но империи рушатся, а построенное ими становится памятником и примером для подражания. Рим пал под ударами варваров, его наследницей стала Византия… Закончилась целая эпоха – эпоха античности. Но античному искусству много веков спустя еще предстоит воскреснуть в эпоху Возрождения – для того, чтобы навечно остаться в истории и практике человечества. Дорический, ионический и коринфский стиль вы можете и сегодня увидеть на многих зданиях, и не только в Европе. Если вас привлекает античность, классицизм, перенесите их на ваш собственный дом.
( см. картины раздел Древний Рим, Греция, Египет )
см. подробнее: Архитектура Древней Греции
В итоге фотограф напомнил, как важно хранить старую архитектуру
Морской вокзал, Санкт-Петербург
Истории выше случились с большей частью построек прошлого. Некоторые, вроде ЗАГСов, по сей день используют почти нетронутыми, потому что институт брака не пострадал.
В некоторых городах остались работать точки развлечения, вроде кафе Поплавок или цирка в Кишенёве.
Но санатории, научные комплексы и политические «дворцы» увядают.
Пансионат «Курпаты» в Ялте, сейчас работает
И пусть здания были важной частью повестки времён СССР, Шобэн замечает, что активисты сейчас предлагают сохранить их. Они считают, что важно оставить неоднозначное наследие, а не стирать яркие элементы бурной истории государства, которое уже исчезло
Как минимум потому что большинство зданий утратило свою первоначальную суть
Они считают, что важно оставить неоднозначное наследие, а не стирать яркие элементы бурной истории государства, которое уже исчезло. Как минимум потому что большинство зданий утратило свою первоначальную суть. За работами фотографа вы также можете следить в его Instagram и на Behance
За работами фотографа вы также можете следить в его Instagram и на Behance.
В тему:
► Как плавучий отель из Австралии оказался в Северной Корее. И почему Ким Чен Ын хочет его уничтожить
► Фотограф показал разруху роскошных купален из СССР. Сейчас в них живут беженцы
► Канадец 17 лет снимал странные остановки автобусов и метро в СССР. Потом ему объяснили
iPhones.ru
Собирал коллекцию 7 лет.
Рассказать
Павел
У меня 4 новых года: обычный, свой, WWDC и сентябрьская презентация Apple. Последний — самый ожидаемый, и ни капли за это не стыдно.