Архитектурная подсветка фасадов зданий: способы и комбинации

Общие сведения

Декоративная функция подсветки фасадов всегда должна дополняться функциональностью такого освещения. Выполняя подсветку фасадов загородного дома, следует помнить, что ее правильная организация является практически искусством, ведь с помощью освещения дом можно выгодно выделить на фоне соседних сооружений, подчеркнув отменный вкус хозяина.

Профессиональное выполнение архитектурно-художественного освещения придаёт загородному дому солидность и делает проживание в нем более комфортным. Грамотно выбранный прожектор или светодиодная подсветка гарантируют отличный внешний вид строения в сочетании со стопроцентной безопасностью.

Грамотно выбранный прожектор или светодиодная подсветка гарантируют отличный внешний вид строения в сочетании со стопроцентной безопасностью

Общие задачи фасадного освещения

Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.

Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.

Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:

  • улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
  • повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.

Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.

Что должен включать в себя проект фасадного освещения?

Есть несколько обязательных составных частей:

  • визуализация подсветки дома в ночное время; 
  • спецификация подобранного оборудования на основе визуализации, с обозначенными техническими характеристиками;
  • смета на архитектурные светильники
  • расстановка оборудования на планах фасада здания
  • расстановка точек вывода кабеля для последующего подключения оборудования на планах фасада здания и поэтажных планах с привязкой к размерам. 

Это достаточный минимум, который позволяет считать проект работоспособным для реализации подсветки. Для городских зданий безусловно нужна более глубокая проработка, включающая систему подключения, проработку трасс прокладки кабеля, электротехническая схема. Стоимость такого проекта начинается от 40 – 50 тыс. руб. Но для загородного дома вполне достаточно вышеописанных основных пунктов, так как система питания фасадного освещения легко встраивается в общую систему инженерии дома и любая квалифицированная бригада электриков легко встроит проект подсветки в общий план работ. И такой проект стоит гораздо дешевле. В нашей компании это 10 000 руб.

Архитектурный проект дома

Расчетные характеристики отделочных материалов фасадов зданий, сооружений, монументов и зеленых насаждений, применяемые при проектировании наружного архитектурного освещения

Материалы
поверхности или цвет фасада

Средневзвешенный
коэффициент отражения материала
поверхности

Белый:атмосферостойкие фасадные краски,
гипс, керамическая плитка, кирпич,
матовые алюминий, нержавеющая сталь
и т.п.

0,7

Светлый:краски, мрамор, белый камень
(известняк, доломит, песчаник), бетон
и декоративные штукатурки на белом
цементе и светлых заполнителях,
керамические плитки, силикатный
кирпич, латунь матовая, травертин,
ракушечник и т.п.

0,6

Средне-светлый:
краски, мрамор, камень (туф, песчаник,
известняк), бетон, цветные штукатурки,
керамический кирпич, блоки, плитка,
дерево (доски) и т.п.

0,5

Темный:краски, мрамор, гранит, глиняный кирпич,
декоративные штукатурки и керамические
плитки, потемневшее дерево, медь,
листва деревьев и т.п.

0,3

Черный:краски, камень (габбро, лабрадорит,
диорит, базальт, гранит), чугун,
платинированная бронза, декоративные
штукатурки, хвоя деревьев и т.п.

0,15

7.59При равномерном
заливающем освещении фасада отношение
максимальной освещенности к минимальной
должно быть не более 3:1, а на рельефных
и многоцветных фасадах до 5:1. При этом
максимальная освещенность должна
создаваться на основных
композиционно-пластических элементах.

7.60При
неравномерном заливающем освещении
фасада соотношение максимальной и
минимальной освещенности в пределах
освещаемой зоны принимается не менее
10:1 и не более 30:1, при этом максимальная
освещенность создается на акцентируемом
светом элементе.

7.61 При
проектировании световых архитектурных
ансамблей по табл. 20 выбирается яркость
главного фасада доминирующего объекта.
Средние яркости освещаемых фасадов
соподчиненных объектов единого ансамбля
должны быть, как правило, снижены не
менее, чем на две ступени.

7.62Объемные
монументы, памятники, малые архитектурные
формы, имеющие многосторонний обзор,
следует освещать с двух-трех сторон с
четко выраженным основным направлением
светового потока, определяющим расчетную
плоскость, которая композиционно должна
быть связана с главным направлением
восприятия объекта.

7.63В установках
архитектурного освещения следует
использовать разрядные источники света.
При локальной подсветке допустимо
использование ламп накаливания,
преимущественно галогенных, а так же
источников хроматического излучения
или цветных светофильтров.

7.64Для освещения
объектов, имеющих «холодные» цветовые
оттенки поверхностей, и зеленых насаждений
следует применять разрядные источники
света с цветовой температурой выше 4000
К. Для освещения объектов, окрашенных
в «теплые» цвета, применяются источники
света с цветовой температурой до 3500 К.
При освещении полихромных объектов, в
особенности декоративноизобразительных
элементов на фасадах (мозаичные и
живописные панно и фризы, изразцы,
цветные рельефы и скульптуры, сграффито
и т.п.) следует применять источники
белого света с общим индексом цветопередачиRaне менее
80. При художественно-декоративном
освещении объектов ландшафтной
архитектуры допускается применение
источников цветного света.

7.65Приборы
архитектурного освещения должны
располагаться таким образом, чтобы их
выходные отверстия не могли оказаться
в поле центрального зрения водителей
и пешеходов в главных направлениях
движения или экранировались светозащитными
устройствами.

7.66Коэффициент
запаса при проектировании установок
архитектурного освещения должен
приниматься в зависимости от ориентации
светового отверстия осветительного
прибора и используемого в нем источника
света: при разрядных лампахKз= 1,5, если стекло прибора ориентировано
вертикально или в нижнюю полусферу (в
пределах угла 90-270)
иKз= 1,7 при
ориентации стекла в верхнюю полусферу,
при лампах накаливания соответственноKз= 1,3 и 1,5.

Область применения уличного художественного света

Архитектурное освещение применяется в самых различных областях. Его можно увидеть на торговых развлекательных центрах, гостиницах, ресторанных комплексах и т. п.

Такая подсветка добавляет коммерческим заведениям солидности и привлекательности, а также непроизвольно притягивает к ним взгляд, что является эффективным маркетинговым ходом.

Помимо этого, существует еще несколько типов сооружений, которые довольно часто украшаются архитектурной подсветкой, а именно:

  • частные дома и дачи;
  • здания общественного и административного назначения;
  • производственные постройки;
  • исторические и архитектурные памятники, а также другие предметы искусства;
  • мосты;
  • вокзалы, аэропорты и т. п.;
  • парки, аллеи, деревья и кустарники.

Проектирование осветительной системы

Пример проекта архитектурного освещения

Проект освещения строительного сооружения включает в себя несколько этапов, в ходе выполнения которых удастся четко сформулировать все необходимые функциональные и финансовые потребности. Рассматриваются следующие функциональные моменты:

  • Светотехническая модель, на дисплее которой будут в режиме реального времени отображены все расчеты и параметры необходимой освещенности.
  • Составление плана монтажа элементов освещения.
  • Подбор нескольких видов осветительных приборов, которые позволят реализовать задумку.
  • Подготовка технической документации, на основании которой монтажники будут проводить строительные работы.

Проект позволяет решить следующие задачи:

  • Строгая последовательность монтажа каждого осветительного прибора.
  • Точный подсчет количества приобретаемых осветительных приборов.
  • Учет сведений о потребляемом количестве энергоресурсов.

Полученная информация позволит определиться, нравится заказчику вариант освещения здания или нет.

https://youtube.com/watch?v=Fbe8nXoIhuM

Светильники для наружного освещения

Какие требования предъявляются наружным светильникам? Во-первых, они должны быть изготовлены из прочных материалов. Чаще всего это алюминий или полимеры. Во-вторых, поверхности источников света должны быть защищены от природных осадков. Это может быть окраска или оксидирование.

В-третьих, что касается плафона, то оптимальный вариант материала, из которого он изготовлен, это поликарбонат или стекло. В-четвертых, монтаж прибора должен быть простым, но при этом крепление должно выдерживать приличные нагрузки

В-пятых, обратите внимание при выборе, как заменяется лампочка. Если это не составляет большого труда, то это хороший светильник. И еще один немаловажный момент

Все светильники наружного типа эксплуатируются в сложных условиях улицы. Это атмосферные осадки, ветер, пыль и так далее

И еще один немаловажный момент. Все светильники наружного типа эксплуатируются в сложных условиях улицы. Это атмосферные осадки, ветер, пыль и так далее

Поэтому при выборе необходимо обращать внимание на степень защиты прибора. А так как сам прибор состоит из плафона (месторасположения лампы) и арматуры (месторасположения электрооборудования), то соответственно у двух частей свой показатель защиты. Светодиодные светильники для наружного освещения

Светодиодные светильники для наружного освещения

  • У плафона – 54 IP.
  • У корпуса арматуры – 23 IP.

Обратите внимание, что у степени защиты числовое обозначение состоит из двух цифр. Так вот первая обозначает степень защиты от твердых частиц и располагается в диапазоне от 1 до 6. Вторая – это защита от влаги

Ее цифровой диапазон 1-8

Вторая – это защита от влаги. Ее цифровой диапазон 1-8.

Виды светильников

В основном все уличные светильники делятся на два типа. Разделение производится по мощности освещения.

  • Прожектора.
  • Уличные фонари.

С прожекторами все понятно. Их чаще всего используют для фасадного освещения и для подсветки больших площадок. В них используются лампы большой мощности от 120 Вт до 2,0 кВт.

Освещение прожекторами на дачном участке

Наружные фонари – это огромное разнообразие видов и форм. Они могут быть висячими, настенными (как бра), в виде столбов, гирлянд или просто фонари, устанавливаемые на столбики, трубы и так далее. Выбор зависит только от ландшафтного или фасадного дизайна. И если прожектора источают направленный поток света, то фонари рассеивающийся.

Светодиодная подсветка или неоновая? Выбираем

Типовые элементы для создания контурной архитектурной подсветки здания, — светодиодные ленты или гибкие неоновые трубки.

Качественные светодиоды уменьшат расходы на монтаж, обслуживание и ремонт всей системы. Они потребляют меньше электроэнергии и отличаются разнообразием как по цвету освещения, так и по дизайну светильников.  Мощность светового потока LED ламп составляет до 140лм/Вт, что превышает показатели других источников света. Одноваттный светодиод может ярко подсветить объект высотой 6 метров.

У гибкого неона свои преимущества: это благородный светильник с мягким изысканным сиянием. Благодаря матовой трубке свечение равномерно по всей длине, чем не могут похвастаться дешевые светодиодные ленты.

Систему контурного освещения на основе LED или неона дополняют заполняющими прожекторами, шнуром дюралайт и компактными лампами.

СветильникТипЗадача
светодиодная трубка / линейный светодиодный светильник с рассеивающим экраномАлюминиевый корпус с платой со светодиодами внутри.Подсветка границ фасада, динамичная иллюминация  
Светодиодная лента /неоновая трубка / гибкие неоновые ленты Неоновая трубка — полая трубка, наполненная инертным газом: неоном или аргономКонтурное освещение архитектурных элементов: окна, арки, входная группа, терраса, эркер. Значки и крупные буквы
 тонкая LED-лента / дюралайт / тейп лайтСветодиодный модуль на гибкой монтажной плате Дюралайт — прозрачный шнур из гибкого полимера с расположенными внутри лампами накаливания или светодиодами.контурное освещение надписей и сезонного декора

Типы светильников для системы контурного освещения и их задачи

Световые шнуры и ленты крепят на деталях фасада с помощью клипс и хомутов. Общее требование для всех видов наружной подсветки — уровень защищенности светотехнических приборов и соединительных узлов не ниже IP54.

Типы осветительных приборов

Для реализации конкретного проекта освещения применяются различные комбинации выше перечисленных способов

При этом важно иметь информацию о том, какие светильники допустимо использовать для подсветки архитектурных элементов фасада

Выбирая тот или иной тип светильника, приходится брать во внимание его исходную стоимость, удобство в эксплуатации и срок службы. На предварительном этапе необходимо оценить в какую сумму будет обходиться использование всей осветительной системы

Только после таких расчётов можно приступать к комплектации и монтажу освещения.

На сегодняшний день наиболее экономичным источником света считаются светодиодные светильники, которые запитаны от солнечных батарей в комплекте с аккумулятором. Высокая стоимость таких светильников компенсируется отсутствием затрат на электрическую энергию. Монтаж такой системы не составляет труда для любого взрослого человека. Ни каких проводов и выключателей не требуется, поскольку осветительная система функционирует в автономном режиме. Эксплуатация сводится к тому, что необходимо заменять аккумулятор, который служит несколько лет. При этом следует отметить, что в пасмурные дни аккумулятору может не хватать зарядки.

Видео: Архитектурное освещение здания светодиодной системой

Хорошо знакомые уличные столбы со светильниками на макушке позволяют использовать светодиоды, галогенные и обычные лампы накаливания. Стоимость таких светильников весьма умеренная. Однако для их питания необходима электрическая проводка. Точно так же как и для светильников подвесного типа. Они очень хорошо поддаются стилизации и широко используются при оформлении старинных зданий. Уличные настенные бра, как правило, крепятся на фасад. Их конструкция может быть открытой или иметь рефлектор, который скрывает источник света от зрителей. Следует помнить, что для настенных светильников прокладывается скрытая проводка.

Система освещения фасада загородного дома и приусадебного участка

При подсветке коттеджей и приусадебных участков применяются садовые прожектора и светильники. Довольно часто для подсветки фасадов используют, так называемые, архитектурные фонари. Они производятся на заказ, вследствие чего имеют высокую цену. Однако такие вложения окупаются в короткие сроки, поскольку фонари оснащаются лампами мощными и экономичными. Выполняют свои функции и светильники, встроенные в грунт. Они рассчитаны на то, чтобы светить «утопленными» в земле, бетоне или асфальте. Есть еще и настенные светильники с поворотной головкой. Регулировать направление луча можно вручную и с помощью дистанционной системы управления. 

Нормативные требования, проектирование и расчет

В отличие от приборов внутреннего освещения, все уличные светильники должны отвечать ряду требований:

  • способность сохранять работоспособность в любых климатических условиях;
  • наличие герметичного корпуса с полным отсутствием швов;
  • устойчивость к механическим и вибрационным нагрузкам, а также к температурным колебаниям;
  • вандалоустойчивость;
  • оснащенность защитой от влаги и пыли (IP 54, IP65);
  • пожаро- и электробезопасность;
  • возможность ремонта, свободный доступ для него;
  • неподверженность коррозии.

Установка конкретного вида архитектурной подсветки осуществляется исходя из нескольких факторов:

  • желание заказчика;
  • специфика строения;
  • схема расположения.

Для создания контраста между фасадом и фоном необходима правильная организация уличного освещения двора. Также немаловажен грамотный подбор источников света и их количества. К примеру, объектам развлекательного назначения свойственно яркое оформление, а офисам будет достаточно ненавязчивого, но в то же время броского света.

Чтобы не нарушать замысел зодчих, исторические объекты практически не подсвечиваются. Лампы для монтажа выбирают с учетом ряда характеристик:

  • тип;
  • мощность;
  • оттенок;
  • цветовая температура.

Не последнюю роль при установке подсветки играет материал, из которого выполнен фасад. К примеру, поверхности из стекла и металла снижают яркость освещения и способствуют появлению светящих пятен. Поэтому для обеспечения должного уровня освещения источники света здесь нужно размещать максимально точно.

Подбор и установку осветительных приборов осуществляют, руководствуясь нормативами. Светильники обязательно должны быть наружного типа и иметь кривые силы света (КСС), а угол рассеивания света варьироваться в интервале от 10 до 60 градусов.

Существует ряд правил, соблюдаемый в процессе планировки архитектурного освещения:

  • освещение колонн светильниками с узкими лучами рассеивания;
  • подсветка карнизов специальными линейными приборами, способными создать светящуюся линию с большой длиной;
  • использование отдельно стоящих ламп для освещения простенков между окнами на первых этажах;
  • выделение скульптур посредством металлогалогенных светильников, у которых индекс цветопередачи превышает показатель 80.

В зависимости от назначения объекта средняя яркость фасадов составляет от 3 до 10 кд/м2.

В процессе проектирования светодизайна различных объектов специалисты проводят ряд подготовительных работ:

  • исследование объекта;
  • разработка дизайнерского проекта и выбор типа подсветки;
  • визуализация 3D;
  • определение принципа размещения оборудования с последующей расстановкой;
  • расчет уровня освещения;
  • выбор светотехнических приборов с учетом их характеристик: потребляемой мощности, уровня светового потока, оттенка излучаемого света и угла раскрытия луча;
  • проектирование каналов под кабель;
  • подготовка электротехнических чертежей;
  • выбор системы управления.

Как правило, для планирования подсветки крупных объектов используют специальные компьютерные программы, с помощью которых можно максимально точно рассчитать все необходимые параметры.

По мнению некоторых ученых, существует риск «светового загрязнения», причиняющего существенный вред здоровью людей, а также не дающего возможности любоваться чистым небом. В особенности это касается мегаполисов. Подобная проблема решаема с помощью специальных технологий, снижающих уровень такого загрязнения, а заодно и расходы на электроэнергию.

Типы архитектурного освещения

Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры

Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг

Локальное освещение

Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный. Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.

Заливающее освещение

Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.

Контурное освещение

Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.

Фоновая заливка

Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.

Световые фасады

Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.

Динамическое освещение

Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.

Виды используемых светильников

В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:

  • возможность работать при любых климатических условиях;
  • герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
  • 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
  • стойкость к механическому воздействию;
  • высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
  • удобство в обслуживании;
  • корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:

  • грунтовые;
  • линейные;
  • точечные;
  • акцентные.

Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.

Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий