Дровокол своими руками: чертежи и фото инструкции

Самодельный дровокол – что и как делать

Если есть необходимые материалы, то несложно сделать дровокол своими руками: чертежи, фото, инструкции находятся в свободном доступе в интернете. Для этого вам потребуются:

  • различные металлические обрезки;
  • болгарка;
  • сварочный инвертор;
  • умение варить;
  • умение составлять и просчитывать схемы;
  • творческая смекалка.

Полезный совет! Схему каждого дровокола необходимо разрабатывать индивидуально, под имеющиеся детали.

Сварочный инвертор

Реечный дровокол – схема и изготовление

Проще всего сделать реечный дровокол своими руками: чертежи, фото, инструкции которого выложены в интернете. Его основа – мощная стальная станина, к которой крепят клин, мотор и редуктор. Для его изготовления возьмите электромотор мощностью не менее 2 кВт и два шкива с соотношением диаметров не меньше 1:4. Также можно использовать редукторы от различных механизмов с коэффициентом передачи свыше 8:1. Если у вас нет электромотора, но есть бензиновый двигатель от пилы или триммера, можете подключить его. В этом случае придется еще больше увеличить коэффициент передачи редуктора из-за слишком высоких оборотов такого мотора. Нож для дровокола сделайте из листовой стали толщиной не менее 1 см, заточив его под углом 90 градусов. Для работы с толстыми бревнами необходимо делать составной нож, чтобы его толщина была не менее 5 см, а внутри усиливать его подходящей по форме стальной болванкой.

Примерная схема реечного дровокола

Шестеренка реечного механизма должна быть выше станины на 4–6 см и находится от ножа на расстоянии, равном двойной длине бревна. Кроме того, необходимо сделать каретку, которая будет ездить по станине. Высота каретки должна соответствовать высоте установки шестеренки реечного привода. На передней (обращенной к ножу) стороне каретки установите поперечную пластину, которая будет играть роль толкателя. Для нее используйте листовую сталь толщиной не меньше 7 мм. Установите на каретке любой шарнир, который позволит поднимать и опускать рейку, а также сделайте крепление для пружины, чтобы поднимать рейку выше шестеренки. Установите и закрепите возвратную пружину, которая будет двигать каретку в сторону редуктора. На станине установите рычаг, который будет прижимать рейку к шестеренке. Этим рычагом вы будете управлять работой дровокола – когда рычаг нажат, рейка соприкасается с шестеренкой и движется вперед. При необходимости обрежьте рейку болгаркой – она должна быть чуть короче, чем расстояние от подающей пластины до ножа.

Рейка для дровокола

Самодельная установка

Гидравлический дровокол – материалы и чертежи

Чтобы сделать гидравлический дровокол своими руками: чертежи, фото, инструкции для которого вы найдете ниже, потребуются:

  • электрический или бензиновый мотор мощностью свыше 2 кВт;
  • масляный насос;
  • масляный бак;
  • гидравлические шланги высокого давления;
  • управляющий блок;
  • гидроцилиндр;
  • двутавровая или п-образная металлическая балка;
  • металлический уголок с размером полки 30–40 мм;
  • листовой металл толщиной 0,5–2 см (желательно запастись кусками разной толщины).

Примерная схема гидравлического дровокола

Из двутавровой или п-образной балки сделайте станину. Чем больше ширина балки, тем больше нагрузки выдержит станина и тем сложней будет транспортировать дровокол. Поэтому оптимальная ширина балки 10–15 см. Гидроцилиндр закрепите над балкой на высоте 5–7 см и установите на конце штока толкатель из листового металла толщиной 7–10 мм. Сделайте корпус для ножа, чтобы его можно было передвигать по станине.

Монтаж гидроцилиндра

Вид собранного устройства

Полезный совет! Изменение длины до ножа позволит раскалывать длинные бревна, но затруднит, а то и сделает невозможным (из-за огромных нагрузок) раскалывание толстых бревен. Поэтому выбирайте, что вам важней.

Нож сложной формы

Для фиксации ножа в различных положениях сделайте следующее:

  • насверлите отверстий диаметром 12 мм с шагом 5 см по нижней стороне станины;
  • просверлите 2 таки же отверстия с тем же шагом в корпусе ножа;
  • сверху вставьте 2 болта диаметром 10 мм в корпус ножа и приварите их;
  • отрегулировав длину рабочего пространства, зафиксируйте ножи металлическими шайбами и гайками.

Так вы сможете подгонять дровокол под различную длину поленьев. Пригласите хорошего гидравлика, чтобы он соединил в одну цепь масляный насос, масляный бак, управлящий блок и гидроцилиндр.

Винтовой колун — что это такое?

Простая конструкция конусного дровокола очень эффективна, если требуется переколоть несколько кубометров дров

Колоть дрова, не прилагая при этом больших усилий, можно с помощью винтового колуна. Чтобы понять, как работает это приспособление, достаточно вспомнить, как в процессе неудачного ввинчивания шурупа в деревянную рейку или планку эти предметы раскалывались в месте физического воздействия. Бороться с этим явлением просто — достаточно предварительно засверлить отверстие под саморез, и он пойдёт как по маслу. Принцип раскалывания древесины при вкручивании винта был использован домашними мастерами в рассматриваемой конструкции. Вот только простой шуруп раздвигает волокна недостаточно, поэтому его модифицировали, намного увеличив конусность и уменьшив соотношение глубины резьбы к диаметру инструмента. В результате получили винт, который представляет собой симбиоз клина и самореза. Приспособление легко вворачивается в древесину благодаря резьбовой части и разрывает её по волокнам за счёт многократного увеличения диаметра инструмента.

Схема винтового дровокола

В зависимости от конструкции привода существует несколько разновидностей винтовых дровоколов. В одних винт насажен непосредственно на вал электрического двигателя. Требования к силовому агрегату в этом случае выдвигаются довольно жёсткие — электромотор должен быть низкооборотным (не более 500 об/мин), и достаточно мощным (не менее 3 кВт).

Схема, при которой конус устанавливают прямо на вал электродвигателя, подходит только для тихоходных силовых установок

В других схемах винтовых колунов используются электродвигатели любого типа, а снижение оборотов вращения достигается за счёт применения механических редукторов, ремённых и цепных передач. При этом на вал силового агрегата устанавливают шкив (звёздочку) малого диаметра, а на вал дровокольного конуса — большого. Соотношения их размеров подбирают так, чтобы понизить частоту вращения электродвигателя до приемлемых 300 – 500 об/мин. Иногда при использовании высокооборотных моторов достичь этого без существенного увеличения диаметра ведомой звёздочки (шкива) невозможно. В таком случае устанавливают промежуточный вал и двойную (ступенчатую) передачу.

Максимально упростить конструкцию механического колуна при сохранении высокой производительности можно, установив электродвигатель с редуктором

Все детали конструкции монтируют на прочной станине, которую для удобства работы оснащают откидным столиком.

К достоинствам конусных дровоколов можно отнести:

  • простоту конструкции;
  • возможность изготовления в домашних условиях (практически все комплектующие, кроме конуса, можно найти на собственном подворье);
  • высокую производительность оборудования;
  • низкую стоимость установки;
  • эксплуатация агрегата не требует квалификации оператора.

К сожалению, простая и надёжная конструкция винтовых колунов не лишена недостатков. Огромным минусом конусного дровокола является то, что древесина с переплетающимися волокнами — непреодолимое препятствие для его буравчика, поэтому прикорневые и особо сучковатые чурбаки придётся разделывать другим способом. Второй недостаток заключается в неполном разделении чурок на поленья. Нередко заканчивать разделку большого чурбака на две отдельные части приходится вручную, а это не каждому под силу. Ещё хотелось бы отметить невозможность изготовления конуса дровокола без применения токарного станка. Конечно, занести это в минусы можно лишь частично, поскольку в сети есть множество предложений как по изготовлению, так и по продаже винтов любого размера.

Конструкция самодельного реечного колуна

В конструкции самым сложным является узел зубчатой передачи. Дровокол реечный своими руками состоит из следующих элементов:

  • привод (бензиновый либо электрический двигатель);
  • шкив ременной передачи на его выходном валу;
  • ответный шкив большего диаметра на вторичном валу, вращающемся в подшипниках;
  • зубчатая шестерня на втором конце вторичного вала;
  • подпружиненная снизу зубчатая рейка с толкателем;
  • рама с боковыми желобами для размещения колоды, которую необходимо расколоть;
  • рабочий нож на ее свободном конце;
  • рукоятка управления.

Конструкция реечного дровокола

После запуска двигателя вращение передается клиновым ремнем на шестерню. После установки полена на желоб оператор нажимает рукоятку, приводя в зацепление зубья шестерни, рейки, придавая последней поступательное движение. Толкатель упирается в колоду, подает ее с усилием на режущие кромки ножа.

Реечный дровокол своими руками на видео обладает запасом мощности, чтобы справляться с березовыми, дубовыми поленьями, имеющими сучки, перекрученные волокна. Настройки при сборке бензинового колуна заключаются в регулировке хода рейки. Безопасность оператора обеспечивается плавным наращиванием мощности усилия, ременной передачей вращения. При значительном усилии ремень начнет пробуксовывать, предохраняя двигатель от поломки.

  • рейка обходится в 5 000 рублей
  • шестерня (ст.35, 0,35 м, 10 зубьев) стоит 1 800 рублей
  • опорные подшипники в корпусах добавляют еще 300 рублей

Реечный дровокол можно сделать своими руками

Кроме этого понадобится материал для толкателя, рамы, оснастка для колки поленьев. В отсутствие рейки промышленного производства умельцы часто приваривают выпрямленные венцы на заготовку из металла необходимой формы. Для возвращения элемента в исходное положение после окончания на рейке резьбы обычно используются пружины. Варианты верхнего прижимного узла, с помощью которого зубья приводятся в зацепление, подбираются индивидуально.

Винтовой электродровокол

Если брать именно электрический домашний дровокол, который можно изготовить своими руками, то этот вариант справедливо считается наиболее простым в сборке. Поэтому конструкция пользуется заслуженной популярностью.

Принцип работы сравнительно простой. Поленья будут раскалываться с помощью конусного винта, имеющего крупную упорную резьбу. Винт вкручивается в древесину, что способствует её раскалыванию на части.

Минусом считается энергозатратность устройства, поскольку работать агрегат будет за счёт электричества. Если сравнивать с ломом-колуном и пружинным дровоколом, то и изготавливать будет сложнее.

Конструктивно электрический винтовой дровокол состоит из:

  • конусного винта с резьбой;
  • электродвигателя;
  • редуктора;
  • цепи или ремня со шкивами.

Ещё один большой минус — это повышенная травмоопасность дровокола. Так что работать с ним нужно предельно аккуратно.

Если крутящего момента окажется недостаточно, то винт может попросту заклинить в полене

Так что тут ещё важно грамотно подойти к выбору комплектующих для сборки

Многие рассматривают вариант дровокола из старой бензопилы. Но сама по себе бензопила необходима для заготовки поленьев. А потому разбирать и переделывать её в дровокол не лучшая идея.

Что же касается электрического винтового дровокола, то первостепенной задачей является обеспечение достаточного крутящего момента на винте. Тут можно рассмотреть несколько вариантов:

  • Мощный двигатель. В основе конструкции будет лежать электромотор с высокой мощностью. Для таких задач потребуется двигатель примерно на 5-7 кВт. Минус в том, что электромотор будет довольно затратным в плане расхода электроэнергии. Зато обеспечит нужный уровень крутящего момента.
  • Тяжёлый маховик. От большой массы тяжелее запускать мотор. Зато при таком подходе вероятность заклинивания конуса в дереве значительно ниже. Раскручиваясь, маховик обретает большую кинетическую энергию. Для остановки вращения необходимо серьёзное усилие. Если взять тяжёлый маховик, тогда будет достаточно установить двигатель на 2-3 кВт. Маховик монтируется на вал электромотора, а не в промежуточных валах цепи или ремня.
  • Редуктор. Альтернативным решением будет применение редуктора, ременной или цепной передачи. Так можно снижать обороты на конусе, а также повышать крутящий момент. При этом цепная передача лучше, чем ременная. Хотя нельзя исключать вероятность пробуксовки со стороны звёздочки или цепи. Выгодным и рациональным решением будет стать электродвигатель малой мощности, но с высокими оборотами. Примерно 3000 об/мин. За счёт уменьшения оборотов редуктором или цепной передачей в 5 раз, параллельно в такой же степени будет увеличиваться крутящий момент на конусе дровокола.

Цепная и ременная передача подбираются так, чтобы конус совершал порядка 500-700 оборотов в минуту. Если обороты будут выше, то высока вероятность вырывания полена из рук. А это в значительной мере увеличивает травмоопасность дровокола.

Расстояние от стола до кончика конуса должно составлять 70-100 мм. Если сделать выше или ниже, это негативно отразится на качестве, эффективности и простоте колки дров.

Непосредственно под конусом приваривается пластина. Она нужна для того, чтобы полено не проворачивалось при подаче на рабочий вращающийся инструмент.

Работая с электрическим винтовым дровоколом, важно соблюдать несколько ключевых правил безопасности:

  • не используйте перчатки, поскольку ткань может зацепиться за дровокол и затянуть руку;
  • убедитесь, что с одежды не свисают никакие шнурки или ремни;
  • установите на агрегат большую кнопку или педаль экстренной остановки;
  • если это станок с маховиком, останавливаться должен не только мотор, но и сам вал;
  • поленья подаются исключительно в вертикальном положении.

Не стоит игнорировать технику безопасности, поскольку дровокол такого типа относится к числу наиболее опасных устройств.

Дровокол электромеханического типа с редуктором и толкателем

Очень массивная конструкция и энергозатратная. Сборка требует солидных финансовых вложений. Обязательное условие — это мощный редуктор. Основное преимущество заключается в повышенной производительности в сравнении с предыдущим винтовым вариантом.

Работа основана на использовании шатунного механизма. Редуктор вращает этот шатун. Он, в свою очередь, скользит по направляющей к ножу. За счёт редуктора создаётся большое усилие. Его достаточно, чтобы расколоть любую древесину.

Чтобы собрать конструкцию, потребуется сделать правильный выбор в пользу подходящего редуктора, двигателя, а также диаметров шкивов. Ещё большую роль играет длина кривошипа.

Касательно выбора редуктора, мотора и шкивов можно дать следующие рекомендации:

  • Можно использовать редуктор, имеющий передаточное отношение не меньше 1 к 20. Но оптимально брать с показателем 1 к 40 и выше.
  • Выбираемый редуктор должен выдерживать высокий крутящий момент и при этом не выходить из строя. И тут большую роль будет играть диаметр выходного вала. Этот показатель выбирайте от 40 мм и более.
  • Количество оборот на валу должно быть около 11-14 в минуту. Для получения таких параметров требуется двигатель с вращением 950 об/мин и редуктор на 1 к 70 по передаточному соотношению. На выходе тогда получается 13,5 оборотов за минуту.
  • Если двигатель и редуктор имеют иные показатели, тогда для решения проблемы можно воспользоваться дополнительной ременной передачей между ними.
  • Мощность двигателя должна быть от 3 кВт и выше. Для слабого мотора можно установить на вал маховик. Тогда вероятность остановки рабочего элемента по причине нехватки крутящего момента будет заметно ниже.
  • Используйте прочный металлический каркас. Для него подойдёт швеллер 12 или аналогичный металлопрокат. В противном случае возрастает вероятность деформаций и отрыва редуктора от каркаса.
  • Нож изготавливайте на основе закалённой твёрдой стали. Как вариант, это может быть пружинная сталь 65Г. Её применяют при создании плоских рессор.

Не менее важным моментом является подбор длины кривошипа. От него будет зависеть длина хода толкателя. Выбирают параметр дровокола исходя из того, поленья каких размеров планируется колоть на оборудовании.

Если поленья имеют длину около 40 см, то и у толкателя ход должен быть 40 см. Толкатель при этом не доходит для ножа на 4-5 см. Получается, что максимальное расстояние между ножом дровокола и толкателем составит условные 44-45 см.

Длину кривошипа подбирают в 2 раза меньше, чем ход толкателя. В рассмотренном случае это 20 см. Таким получится расстояние между центрами двух валов дровокола

Многие недооценивают важность выбора длины кривошипа. А ведь чем меньше этот показатель, тем более усилие в итоге создаёт толкатель

Большая ошибка многих из тех, кто собирает подобные дровоколы своими руками, заключается в создании плотного контакта между шатуном и ножом. Зазор практически отсутствует. И это категорически нельзя делать. Минимальный рекомендуемый зазор составляет 5 см. Даже если шатун не доходит до ножа, всё равно полено обязательно расколется. Плюс это гарантия того, что в случае попадания руки в этот зазор вы не получите травму. У пользователя дровокола будет запас в 5 см, чтобы сохранить целостность собственной руки.

Основные виды винтовых дровоколов

Бытовой конусный дровокол производители изготавливают как в стационарном, так и в мобильном исполнении. В последнем случае каркас снабжается осью с двумя колесами, благодаря которым станок можно свободно перемещать к месту колки дров.

По типу привода винтовые колуны делятся на электрические и бензиновые. Кроме этого, выпускаются модели промышленного типа, приводимые во вращение тракторным валом отбора мощности (ВОМ).

Электрические дровоколы могут работать как от однофазной сети, так и от трехфазной. Однако завести три фазы на свой участок – довольно дорогое мероприятие, поэтому владельцы дачных домов выбирают менее мощные, но зато более практичные однофазные модели.

Выбирая дровокол шуруп, обращайте внимание на тип резьбы конуса. Метрическая резьба стирается быстрее и при работе такого конуса высока вероятность соскакивания полена. Лучший вариант – упорная резьба, которая лучше входит в чурку и служит дольше

Лучший вариант – упорная резьба, которая лучше входит в чурку и служит дольше.

Ориентировочные цены на дровокольные станки винтового типа составляют от 16 000 до 38 000 рублей. Существенное влияние на цену оказывает тип двигателя (220 В, 380 В, бензиновый). Полностью автономный станок, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, стоит в среднем на 10-15% дороже электрического.

Принцип работы реечного дровокола

На фото показан типичный реечный дровокол и его конструкция, основанная на реечной зубчатой передаче, которая работает следующим образом:

  • подвижная зубчатая рейка приводится в движение шестерней, напрессованной на выходной вал понижающего редуктора или шкива понижающей клиноременной передачи;
  • рейка связана неподвижно со станиной, на которой уложено полено;
  • шестерня вводится в зацепление с рейкой при помощи рукоятки управления;
  • все это хозяйство смонтировано на прочной стационарной раме, к оному из концов которой прикреплён колун;
  • зубчатая рейка может перемещаться по направляющим, зафиксированным на раме;
  • для возврата рейки в исходное положение предусмотрена возвратная пружина.

Вся конструкция приводится в движение любым двигателем, какой есть в наличии — электрическим, бензиновым, дизельным, может приводиться в движение от вала отбора мощности трактора, от колеса автомобиля, словом, от любого двигателя, способного выдавать минимальный крутящий момент

Какой это будет мотор — не важно, каждый выберет то, что есть в хозяйстве. Это может быть либо электродвигатель от стиральной машинки, бензиновый мотор от генератора или бензопилы, либо мощный трехфазный электромотор

Пошаговое руководство по изготовлению пружинного дровокола

Для выполнения работы потребуются инструменты:

  • УШМ (болгарка) с набором отрезных дисков и зачистных лепестковых кругов.
  • Сварочный аппарат, современные бытовые устройства инверторного типа для сварки стальных конструкций сравнительно небольшие по массе. Процесс выполняется на постоянном токе, поэтому сварные швы получаются аккуратными, расплавленный металл электрода полностью заполняет стыки между деталями.
  • Струбцины помогут соединять свариваемые детали.
  • Мерительный и разметочный инструменты помогут изготавливать заготовки будущей конструкции.

Нужны материалы:

  1. Швеллер №№ 10…16 (номер определяет высоты выраженную в сантиметрах).
  2. Профильная труба 40·60 мм (30·60 мм).
  3. Рельс длиной 300…400 мм.
  4. Двутавр №№ 12…16.
  5. Уголок № 30…50.
  6. Втулка от подвески автомобиля (она может иметь износ).
  7. Трубы диаметром 40…70 мм.
  8. Пружина подвески легкового автомобиля, например, от ВАЗ.

Перед началом работы прорисовывается эскизный проект. Некоторые умельцы освоили программы инженерного проектирования, с помощью которых могут проработать детали будущего изделия. Подробности изготовления показаны ниже.

Примерная схема поможет сориентироваться в процессе изготовления установки.

Из швеллера изготавливается опора. К ней приваривают стойку. Для стойки лучше всего использовать двутавр. У этого вида проката высока жесткость. При длительных нагрузках изогнуть такой элемент довольно сложно.

Чтобы обеспечить устойчивость основанию, к нему приваривают укосины. Дополнительно из имеющихся труб создают упоры, они предотвратят возможное падение всего изделия.

Из швеллера вырезается опора для пружины. В ней пропиливается квадратное отверстие. Оно позволит в дальнейшем надежно зафиксировать элемент на стойке.

Высоту установки опоры определяют по длине имеющейся пружины. Попутно ориентируются на высоту всего дровокола, а также удобство использования его для человека. Удобно приподнимать груз, расположенный на высоте пояса. Приподнимать придется немного выше уровня груди.

Все эти размышления позволят выбрать высоту установки опоры для пружины на стойке.

Из уголков изготавливают укосины. Они будут удерживать опору. Тогда при динамическом нагружении дровокола не будут происходить смещения опорной поверхности.

Чтобы зафиксировать нижний конец пружины, нужно изготовить цилиндрический фиксатор. Для его изготовления используется небольшой отрезок трубы. Желательно, подобрать трубу по внутреннему диаметру пружины. Тогда она не будет смещаться в процессе работы.

В верхней части стойки выполняется прорезь. В нее устанавливают втулку. Затем ее проваривают. При монтаже нужно выдержать перпендикулярность к стойке. Ось втулки должна быть параллельной земле. Для сварки используют кондуктор, который позволит выполнить указанные условия.

Во втулку устанавливают вал. К нему приваривают коромысло (используется швеллер). На нижней части коромысла монтируют небольшой фрагмент трубы. В нем будет фиксироваться верхняя часть пружины.

Чтобы коромысло перемещалось свободно, в нем прорезается окно, его размеры зависят от параметров стойки.

К коромыслу приваривается профильная труба. На ее конец устанавливают зубило. Эти инструменты изготавливают из углеродистой стали У9…У10. Твердость такого металла составляет HRC 60…63. Такой инструмент прослужит долго. В процессе эксплуатации его несложно заточить с помощью УШМ и заточного круга.

Дровокол обретает рабочий вид. Выше зубила приваривают груз (часть рельса). Для удобства использования приваривается рукоятка. Чтобы меньше повреждать руки, надевают резиновые элементы. Они погасят вибрацию при ударах.

Для работы потребуется установить обрезок бревна большого размера. На него будут устанавливать поленья, которые придется разрубить.

Чурбак придерживают одной рукой. Приподнимают колун, а потом наносят удар.

Колун опускается вниз. Находящийся снизу фрагмент раскалывается. Зубило опускается ниже. Если происходит полное раскалывание, то острие ударяется в деревянную опору и не тупится.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий