Мозаика: изготовление и выкладка самостоятельно, техника, идеи и решения

Мозаика на столешнице

Прелесть мозаики в том, что она одинаково хорошо смотрится, как на стенах, так и на предметах интерьера. С ее помощью можно превратить скучную старую мебель в произведение искусства! К тому же, если вы уже успели обзавестись мозаичным рисунком на стене, мебель, выполненная в такой же технике, лишь подчеркнет оригинальный интерьер дома. Рассмотрим подробнее, как сделать мозаику из битой плитки и подарить вторую жизнь старой столешнице.

Подготовка поверхности

Так же как и в случае с оформлением стены, поверхность столешницы необходимо очистить от лака или краски. Чтобы легко справиться с этой задачей и не повредить дерево, можно воспользоваться специальным растворителем для краски, который быстро разъест покрытие, а вам останется лишь смахнуть остатки в урну.

Затем столешницу необходимо обработать наждачной бумагой. Сначала зачистите ее грубым образивом (номер 2 или 3), а затем более мелким (номер 1 или 0). Зачистка наждачкой необходима для того, чтобы повысить качество сцепления клея для плитки с поверхностью стола. В противном случае ваша мозаика может легко отколоться.

Уже придумали рисунок? Если вы новичок, лучше всего обойтись простым круговым орнаментом с элементарными геометрическими формами. Нанесите разметку на столешницу карандашом.

Нарезка мозаики

Если плиточный бой недостаточно мелкий или в вашем распоряжении оказалась ненужная разноцветная плитка, ее нужно измельчить. Чтобы разжиться материалом для мозаики, нужно просто разрезать керамическую плитку на кусочки при помощи обычного стеклореза. Вы можете сделать кусочки любых форм и размеров. Чтобы придать им одинаковую геометрию, используйте плиткорез. И не переживайте, если «мозаинки» будут получаться неодинаковые или не совсем ровные (а они будут именно такие), ведь это лишь подчеркнет красоту вашего рукотворного шедевра!

Приклеивание и затирка плитки

Когда все кусочки нарезаны и рассортированы по цвету, можно приступить к самому ответственному этапу — приклеиванию мозаики. Для декорирования столешницы вам необходимо приобрести клей на латексной основе.

Для оформления столешницы не подходят правила декорирования стены.

Напротив, работа построена по совершенно обратной схеме:

  1. Начинайте приклеивать мозаику не с середины, а с краев стола, постепенно продвигаясь к центру.
  2. Частички мозаики располагайте максимально плотно друг к другу, чтобы поверхность стола в результате получилась гладкой и ровной.
  3. Намазывайте клеящим раствором не стол, а каждую частичку мозаики по отдельности, сильно прижимая ее к деревянной поверхности.
  4. Удаляйте лишний клей сразу же после приклеивания кусочков плитки.

Когда все кусочки встали на свое место, оставьте работу на сутки для высыхания. После этого приступайте к затирке. Наденьте перчатки и тщательно покройте составом для затирки каждый шов мозаики. Принцип затирания точно такой же, как и в случае с настенной мозаикой. В конце удалите излишки средства мягким шпателем и протрите поверхность тканью. Оставьте затирку высыхать естественным путем.

Маленький секрет: чем медленнее высыхает затирка, тем крепче и долговечнее будет ваша мозаика. Так что отложите фен или вентилятор, закройте окна и запаситесь терпением. Если вы работаете в сухую и жаркую погоду, накройте столешницу влажным полотном, чтобы понизить температуру высыхания.

Полировка мозаики

Чтобы ваша мозаика сияла и играла красками, ее необходимо отполировать. Удалите остатки застывшей затирки при помощи мелкой наждачки. На мягкую ткань без ворса нанесите немного воска для мебели и тщательно пройдитесь по всей поверхности стола. Теперь ваша столешница обрела вторую, яркую и насыщенную жизнь!

Теперь вы знаете, как сделать мозаику своими руками и оживить интерьер своего дома. Декорирование мозаикой применимо не только для стен, пола или мебели. Только представьте, каким может быть бассейн, на дне которого изображен мозаичный подводный мир! Кроме того, мозаичное искусство не ограничивается использованием одной лишь битой плитки. Разбили тарелку — не выбрасывайте осколки, а превратите их в мозаику! Вы можете использовать для создания уникального декора все, что угодно — керамику, фарфор, стекло, зеркала, гальку… И помните, великолепие вашего дома может ограничиваться только вашей фантазией!

Как разбить плитку для мозаики. Отличительные черты

Сделать мозаичное полотно своими руками – это весьма увлекательный процесс, который потребует затратить определенную долю творчества. Самостоятельное изготовление керамического рисунка кардинально отличается от заводского производства. Естественно, что битая плитка имеет отличия от заготовок, произведенных промышленным способом. Однако и при ее использовании можно добиться впечатляющих результатов.

Кроме того, данный способ дает возможность создать мозаику, оригинального внешнего вида. Она позволяет экономить средства за счет своего производства. Ведь ее изготовление может происходить из абсолютно разных материалов. Применяются различные остатки дорогой плитки или другое сырье. Необходимо отметить, что при использовании идентичного материала получаются непохожие элементы, которые заметно преображают общее полотно.

Сделать тематический или абстрактный рисунок из битой плитки своими руками – это просто! К тому же каждая композиция, собранная, таким образом, представляет собой уникальное полотно. Оно состоит из оригинальных фрагментов, различающихся по форме, цвету и другим параметрам. Собирая и подготавливая самостоятельно мозаику, есть шанс создать, что-то превосходное и непохожее на прочие картины. Она может быть сотворена при помощи:

  • осколков любой формы,
  • идентичных деталей одной формы,
  • комбинация элементов разнообразных форм и размеров.

Первоначальный вопрос, возникающий при поиске сырья – где его взять? Для создания мозаики подойдут любые керамические изделия от разбитой посуды до старого кафеля. Самый экономичный способ – ненужные остатки после ремонта или бракованные элементы. Битая плитка дает возможность сделать рисунок своими руками фактически из обычного строительного мусора, который превращается в оригинальное сырье. В зависимости от итогового результата можно применять для отделки панно совершенно непохожие образцы. Материалы:

Ровные элементы можно сделать своими руками за счет применения специализированных инструментов для нарезки керамической плитки. Для этого нужно взять подготовленные детали из кафеля, разметить их, после чего при помощи стеклореза или плиткореза осуществите надрез. Качественный разлом обеспечивается обычными кусачками или постукиваниями средней силы.

Произвольная форма битой плитки позволяет своими руками выкладывать неповторимые рисунки. Чтобы сделать разлетание осколков менее заметным требуется смягчить удар. Для этого берется обычная тряпочка, обматывается вокруг посуды или прочего материала, а затем производится удар молотком или другим тяжелым предметом. Все черепки останутся в тряпке, их останется лишь подобрать и использовать по назначению.

Применяя последний способ добычи мозаики необходимо постараться создать детали различной формы и размеров. Это позволит выглядеть рисунку весьма оригинально, а битые черепки будут смотреться на панно интересно. В отдельных случаях плитка выкладывается своими руками таким способом, чтобы обозначить нужные акценты.

Перед тем как приступать к монтажу керамических заготовок следует подготовить план действий. Для начала требуется иметь четкое представление итогового результата. Поэтому требуется продумать до мельчайших деталей структуру рисунка, его текстуру и местоположение. Размещение декоративных элементов в хаотичном или правильном порядке. Самым лучшим способом считается – перенос эскиза на бумагу, где будут видны все его достоинства и недостатки.

Настенное панно своими руками из дерева

Одной из современных тенденций оформления интерьеров является применение экоматериалов, в частности, дерева. В таких условиях наилучшим вариантом оформления пустующей стены станет изготовленное из дерева декоративное панно своими руками. Давайте рассмотрим, как сделать панно своими руками, используя ветки деревьев.

Все, что будет необходимо, это: лист плотного картона или ДСП, клей (лучше использовать термоклей, который застывает очень быстро), ножовка, лак и кисти и, конечно, ветки разных пород деревьев, отличающиеся толщиной. Для оформления рамки можно использовать деревянные рейки или багет.

Размеры полотна зависят только от личных предпочтений. Перед тем, как сделать панно, необходимо продумать, какую форму оно будет иметь, габариты и возможные оттенки.

Изначально изготавливается рамка. Здесь потребуется дополнительный инструмент — стусло, который позволяет отрезать заготовки под углом 45 градусов. Готовая рамка крепится на основу с помощью мелких гвоздей или степлера. Затем нарезаем из веток пятаки, причем толщина может быть разной.

На полотно раскладываются готовые заготовки в хаотичном порядке, начиная от самых больших и заканчивая маленькими, которые заполнят образовавшиеся пустоты. Когда все готово, и полотно полностью заполнено, приступаем к приклеиванию всех фрагментов. После этого, необходимо подождать, когда клей высохнет и нанести слой лака. Он послужит дополнительным декорированием, сделав картину глянцевой и, к тому же, создаст защитный слой от влаги и вредных насекомых. На этом изготовление панно своими руками можно считать законченным. Дело останется лишь за его установкой.

Как же производится смальта?


Изначально стекло вариться с красящим пигментом в специальных печах при больших температурах


Пигменты смешиваются с мелко измельченным стеклом, эти краски потом и будут в материале

После остывания получается примерно такая смальта, но в последнее время её формируют в виде листов, в виде камней она используется при получении нескольких цветов в одной тессере Для домашнего творчества подойдет колка. На специальное металлическое ребро устанавливается заготовка смальты. Затем это все зажимают специальной пластиной, долотом, и наносят удар молотком. Конечно, в производственных масштабах это все происходит автоматизировано и механизировано. Учтите, что края кусочков получаются острыми

Поэтому важно работать в перчатках. И немаловажным является тот факт, что осколки могут разлетаться

Защищайте глаза с помощью строительных очков.

Перечень инструмента:

  • Колун (это стол или бревно на котором в середине размещено зубило);
  • Молоток;
  • Кусачки;
  • Перчатки;
  • Очки.

Изготовление смальты в домашних условиях допускается при условии, что комната, в которой производится колка имеет ограниченный вход, дети могут легко пораниться даже от крошки материала.

При изготовлении смальты используют только окиси металлов (искусственные красители недопустимы при производстве). Разнообразие цвета обеспечивается различной концентрацией окисей металлов или их сочетанием.

Самый дорогой вариант — золотая смальта, в ее изготовлении действительно используется настоящее сусальное золото. Однако имейте ввиду, что можно встретить подделку и со временем такой материал позеленеет от влаги из окружающей среды.


Вот такая библиотека смальты будет для любого мозаичиста голубой мечтой…

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:

  1. Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
  2. После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
  3. Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
  4. В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.

Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.

Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).

Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.

После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.

Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.

В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.

Полировка мозаики

Полировка помогает мозаике выглядеть намного лучше и ярче. Для начала часть затирки, которая успела засохнуть, удаляем мелкой наждачкой. Затем берем безворсовую ткань, наносим на нее в небольшом количестве мебельный воск и тщательно проходимся по всей столешнице. После этого можно удовлетворенно потереть руки и признать, что работа окончена.

Выкладывание мозаичного рисунка с помощью керамической плитки – настоящий творческий процесс, который может приносить удовольствие. К тому же, он не ограничивается только лишь поверхностью стен или столешницы, а сама мозаика не ограничивается только керамоплиткой. Ограничивается все только лишь Вашей фантазией, которая способна создавать немыслимые произведения искусства.

Фотогалерея мозаики на стенах и столешницах

Красивый цветок из мозаики в ванной Простая и лаконичная геометрия Криволинейный орнамент из мозаики Потрясающее мозаичное панно Оригинальный стол со сложным мозаичным исполнением

  • http://obustroen.ru/stroymaterialy/otdelochnye-materialy/plitka/mozaika-iz-bitoy-plitki.html
  • http://thewalls.ru/neobyichnyie-resheniya/mozaika-iz-bitoy-plitki-svoimi-rukami.html
  • https://remoskop.ru/ukladka-mozaiki-bitoj-plitki-svoimi-rukami.html
  • http://sovety-vannoy.ru/delaem-remont/ukladka-plitki/kak-sdelat-mozaiku-iz-bitoj-plitki.html
  • http://kak-svoimi-rukami.com/2017/08/mozaika-iz-bitoj-keramicheskoj-plitki-vykladyvaem-svoimi-rukami/
  • https://sandizain.ru/steny-v-vannoj/plitka-kafel/mozaika-iz-bitoj-plitki-svoimi-rukami.html
  • https://prorab.guru/interer-kvartir/originalnyiy-element-dekora-mozaika-iz-bitoy-plitki-svoimi-rukami.html

Подготовительные шаги

Первоначально ищут сырьё, не исключено, что оно осталось у вас после ремонта. В крайнем случае, бракованные плиты можно приобрести в строительном магазине по бросовой цене, возможно, вам пожертвуют свои запасы друзья или родственники.

Для усложнённого композиционно панно потребуется эскиз. Распланировав сюжет и определившись с палитрой, можно приступать к самому процессу, беря в учёт следующие нюансы:

  • Творить начинают с середины, так удобнее сохранить пропорции;
  • Первыми укладывают крупные фигуры людей, животных, предметы со сложной геометрией;
  • Завершающие штрихи – абстрактные формы и фон.

Следование таким нехитрым правилам поспособствует прекрасному результату.

О столешницах

Столешницы из мозаики сейчас вновь в моде. Мозаичная мебель была чрезвычайно популярна в Европе в конце XVII – начале XIX вв. Однако в музеях сохранились лишь единичные ее экземпляры, а большинство не пережило своих владельцев. Причина проста – минеральные мозаики и органическая основа совершенно не согласованы между собой по температурному коэффициенту расширения, влагопоглощению и прочности.

Для столешниц и мозаики на мебели вообще можно порекомендовать лишь три способа. Первый – пластик на жидких гвоздях или монтажном клее. Технология элементарна, красить белый ПВХ можно красками для граффити из баллончика. Но пластики держат вид не более 5-7 лет, а потом начинают растрескиваться и выгорать.

Второй – мозаика из яичной скорлупы в технике кракле. В старину ее не применяли, не было достаточно стойкого клея. Сейчас можно считать вполне апробированным на долговечность ПВА; букинисты его уже без опаски применяют для реставрации книг вместо костного или рыбьего. О мозаике из скорлупы мы далее поговорим подробнее.

Третий – из алебастрово-клеевой смеси. Хватит такой мозаики хорошо, если лет на 10 при бережном пользовании, но ее очень легко изготовить и заменить. Состав:

  • Синтетический столярный клей в порошке (который растворяется в холодной воде) – 1 вес. ч.
  • Чистая вода комнатной температуры – 4 части.
  • Строительный алебастр – 6 частей.
  • Пигмент; желательно акриловый – до нужного тона.

Отливка элементов мозаики

Клей растворяют в воде, затем порциями при перемешивании добавляют алебастр до консистенции жидкой сметаны; после этого – пигмент. В растворе клея алебастр схватывается не так быстро, как в простой воде, но замес нужно успеть затворить не более чем за 5 мин и готовить порциями по 200-300 мл.

Далее берем резиновый придверный коврик с квадратными ячейками и выливаем в него смесь, см. рис. Разравниваем резиновым шпателем. Сушка продолжается не менее 36 час. По застывании смеси коврик слегка изгибаем, и «фишки» сами вылезут из гнезд, как кубики льда из формочки.

Клеятся такие «пикселы» на ровную зашкуренную деревянную поверхность ПВА для стекла и камня (не канцелярским) или жидкими гвоздями. Алебастрово-клеевой компаунд не пачкается, поэтому дополнительной лакировки не требуется, хотя пропитка водно-полимерной эмульсией не помешает.

Художественные особенности

Композиции из смальты в Византии всегда отличались большей, чем у римлян, красочностью, многими оттенками и игрой цвета. Главным цветом для фона стал золотой.

Основные особенности византийской мозаики:

  1. Золотой фон, на котором выделялись фигуры. Такой цвет, благодаря материалу, всегда казался ярким и мерцающим, и днем, и при свете свечей. Причем при колеблющемся свете свечей фигуры казались живыми и движущимися. Это должно было производить неизгладимое впечатление на собравшихся прихожан.
  2. Византийские мастера обязательно выкладывали контуры фигур, что придавало им больше четкости. С большого расстояния (что обычно и бывало, т.к. картины располагались на высоких потолках или дальних стенах) четко очерченные фигуры выглядят выразительнее и эффектнее.
  3. Большое разнообразие цветов и оттенков делало изображения почти живыми и объемными.
  4. Цветное стекло – очень выигрышный материал по сравнению с предыдущими. Оно прекрасно смотрится при любом, даже неярком освещении. А при дневном свете или множестве свечей просто потрясает воображение яркостью и сочностью красок.
  5. Эти картины были главным декором соборов, базилик и других подобных сооружений, они были рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Отсюда и яркий фон, контуры и некоторая «неровность» изображений, что придает им глубины и выразительности.
  6. По сравнению с античными изображениями, ранние мозаичные фигуры более условными, более символичными. Ведь они изображали не простых людей и окружающую реальность, а христианских святых, Иисуса Христа, Богоматерь или императоров.

Затирка и полировка столешницы

После того как нанесена мозаика, ее необходимо покрыть специальной затиркой.

Затем получившееся украшение стола необходимо покрыть специальной затиркой, которая придаст ему прочность и долговечность. Затирка наносится мягким шпателем точно на швы между элементами и хорошо втирается в них. При этом на руки желательно надеть перчатки, которые смогут защитить кожу от воздействия состава.

После нанесения затирки стол опять необходимо оставить до полного высыхания. Не рекомендуется использовать фен или другие методы обогрева. Чем дольше будет высыхать затирка, тем прочнее будет изображение. В жаркую погоду столешницу можно накрыть большим влажным полотном, чтобы высыхание не происходило слишком быстро. Подсохший состав удаляется с плитки при помощи сухой мягкой тряпки. В некоторых случаях, если состав застыл очень сильно, можно использовать наждачную бумагу с самыми мелкими зернами.

Последний этап работы — полировка столешницы. Она придаст мозаике яркость и красоту, позволить засиять и заиграть красками. Для полировки используется мебельный воск, который наносится на мягкую тряпку без ворса и тщательно втирается в элементы плитки.

Работа закончена — старый, испорченный кухонными принадлежностями стол приобрел вторую жизнь. Такой предмет мебели способен украсить даже самую простую кухню. Чтобы столешница выглядела более гармонично, похожий узор можно создать и на стене в кухонном помещении. Здесь в качестве мозаики можно использовать не только керамическую плитку, но и фарфор, и кусочки зеркала, и гальку.

Ежегодно стоимость строительных и отделочных материалов возрастает, а это значит, что не каждый может позволить себе менять интерьер тогда, когда хочется его освежить. Это же касается и мебели. Не секрет, что кухонная мебель подвергается механическим повреждениям в несколько раз больше, чем в помещениях другого назначения. Но как жалко выкидывать любимый кухонный стол только потому, что его столешница истерлась и испортилась!

Если у вашего стола испортилась столешница, можно украсить ее мозаикой, чтобы вдохнуть в него новую жизнь.

Отчаиваться не нужно, выход есть. Достаточно всего лишь украсить столешницу мозаикой, и она засияет новыми красками, придав интерьеру свежий и оригинальный вид. Для того чтобы создать мозаику, потребуется приложить достаточно много усилий, но они того стоят. Кропотливость работы полностью окупится созданием эксклюзивной вещи при минимальном расходе семейного бюджета.

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Полезные советы мастера

Скорее всего, в процессе работы вы столкнётесь с определёнными сложностями, особенно если решились на самостоятельное изготовление мозаики впервые

Чтобы их минимизировать, стоит обратить внимание на некоторые нюансы:

  • Начинать монтаж желательно с наиболее сложных и важных, с точки зрения композиции, участков.
  • Если у вас нет опыта, наносить клей лучше на каждый отдельный кусочек укладываемой плитки.
  • Не забывайте своевременно убирать с готовой, лицевой стороны мозаики, излишки клея (раствора).
  • К окончательной затирке швов, приступайте не ранее чем через сутки после полного высыхания клеящего состава.

Работайте, не торопясь. Следите за плоскостью. Чем она ровнее, тем предпочтительней результат, если, конечно, вы изначально не задумали рельеф как часть общей композиции. Помните, что мозаика будет выглядеть инородной на деревянном (бревенчатом) фоне. Если всё-таки появилась такая необходимость, то заполняйте плиткой всю поверхность, не оставляя «прогалин» на деревянном фоне.

И ещё… Не составит труда приобрести в магазине художественную краску по керамике. Её можно использовать в случае отсутствия плитки необходимого цвета.

Остальное зависит от вашей фантазии и творческого потенциала. Удачи!

Крепление деталей к панно

Чтобы панно на протяжении долгих лет оставалось цельным, его элементы надо надежно зафиксировать на несущей основе. Фиксацию можно произвести следующими способами:

  • Приклеивание – с помощью эпоксидного клея;
  • Пришивание – посредством иголки и нити;
  • Крепеж – с использованием шурупов или скоб от степлера.

Самый надежный способ – последний. Но он уместен только при работе с тонкой доской и соответствующими ей деталями. Фиксировать детали на холсте можно с помощью нити или клея. Очевидно, что картон приветствует только клей. В итоге выбор способа фиксации зависит от веса деталей и прочности несущей основы.

Укладка

Укладка мозаики необходима как для фирменной готовой, так и для самодельной. Поэтому с нее и начнем технологические темы, тем более, что процесс этот не сложен. В сущности, мозаику прямым способом выкладывают так же, как и плитку.

Прямая

По прямому способу фрагменты изображения выкладывают лицевой стороной вверх/наружу. Мозаика на полу выкладывается, как правило, по месту. Панно на стенах сейчас часто выкладывают на сетку из стеклоткани, а затем переносят на место; изображение удобнее набирать в горизонтальном положении. Мозаика по сетке собирается только на клее. Затирку швов делают после наклеивания всего панно на основу.

Материалы для прямой мозаики из стекла и керамики – обычные плиточные: раствор или клей, затирка. Для клееной мозаики в ванной клей нужно брать силиконовый. Он, во-первых, не только водостоек, но и водонепроницаем; во-вторых, имеет в застывшем виде консистенцию плотной резины

То и другое важно для набора из мелких фрагментов зачастую неправильной формы. При укладке обычного кафеля регулярной формы покрытие держат и швы, а в мозаике – нет

По этой же причине поверхность основы должна быть совершенно ровной и несколько шероховатой, во-первых. Заглаживания болгаркой с чашеобразным кругом недостаточно, нужна еще и пескоструйная обработка. Во-вторых, основа должна быть идеально обезжирена; если там проступают жирные пятна от старой масляной краски, лучше выбрать другой способ отделки. И, наконец, на основе не должно быть следов ржавчины, резины, цементного молока и т.п. В завершение подготовки основу обрабатывают грунтовкой глубокого проникновения по бетону или камню.

Склейка шаблона для мозаики

Затирка, особенно если набор из стекла и кусочков зеркала, нужна без песка, иначе он поцарапает фрагменты. После схватывания затирки ее следы с лица удаляют мягкой (фланель, бязь, х/б, фетр) влажной ветошью без нажима; такой же, но совершенно новой и чистой, полируют после полного застывания связующего и затирки.

Обратная

Художественная мозаика на криволинейных поверхностях небольшого размера выкладывается чаще всего обратным способом. Для него необходим прежде всего рисунок-шаблон в зеркальном отражении; при укладке прямым способом можно при некотором опыте работать и на глаз.

Оригинал рисунка сканируют или фотографируют, в фотошопе выводят в нужный размер, разбивают на куски А4 и распечатывают в цвете, это намного облегчит выкладку. Поля фрагментов обрезают с двух сторон, образующих правый верхний угол, а к левому нижнему подклеивают следующие листы, см. рис. При печати на обычном домашнем принтере любого типа контуры по краям листов не сойдутся на 1-2 мм, так что нужно следить, чтобы расхождение не превысило половины размера элемента набора.

Далее рисунок застилают прозрачной пленкой-самоклейкой листами встык, клеевой стороной вверх. Защитную пленку снимают постепенно (клеевой слой на воздухе через 3-10 мин теряет липкость) и выкладывают на нее элементы набора лицом вниз согласно рисунку; тут же прижимают. Каждый элемент нужно класть сразу точно на место, это требует верной руки.

Второй способ, не столь затратный – рисунок выстилается на пластиковой пленке (чтобы не промочило пол или стол) и покрывается по частям яичным белком. По выкладке обратный набор на белке сушат сутки-двое

Стекло и керамика на белке держатся слабовато, поэтому перенос набора на основу нужно делать осторожно, и панно нужно разбить на части размером с книгу, что не всегда возможно

Затем готовят основу, покрывают ее связующим и переносят на нее набор; то и другое – по частям. При наборе на самоклейку одна его часть может быть размером до А3. Для переноса набор разрезают монтажным ножом на части допустимой величины по промежуткам между фрагментами. Каждую часть аккуратно, но плотно прижимают к основе, чтобы детали набора вдавились в связующее.

По полном застывании связующего (не менее 3 суток для силикона и не менее 20 суток для старинного раствора, см. далее) самоклейку снимают, а остатки скотча удаляют ваткой, смоченной этиловым спиртом или растворителем для нитролака (646, 647). Если набор был на клейстер или белок, бумагу размачивают губкой, обильно пропитанной водой, а остатки клея смывают губкой средне влажной. Затирку швов и полировку делают, как при прямом наборе.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Технология создания мозаик из битого стекла

Мозаика своими руками из стеклянных модулей. Творческий процесс начинается с посещения магазина отделочных материалов и подготовки рабочей поверхности.

Поверхность стены должна быть ровной, с отсутствием на ней углублений и трещин.На стене или другой поверхности, которую задумано преобразить, наносят рисунок с разделением секторов по цвету. Затем отделяют стеклянные модули от клейкой основы и приступают к их фиксации. Приклеивать модульные плитки можно прямо на стену лицевой стороной наружу, предусмотрительно оставляя зазоры. Если рисунок требует, то стекло раскалывают кусачками до нужного размера. Можно делать мозаику. Но для этого потребуется опыт работы с кусачками.

После того как рисунок с помощью стеклянных блоков будет выложен, поверхность оставляют на сутки для высыхания клея. Затем разводят согласно инструкции плиточную затирку для швов и аккуратно заполняют пространство между фрагментами изображения. Спустя одни сутки, вытирают мозаику влажной ветошью, а после сухой. Для придания картине завершённого вида, рекомендуется вскрыть стеклянные модули лаком. Это увеличит срок службы и придаст картине целостный вид с приятным глянцем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий