Школьная мебель и требования к ее характеристикам

Дополнительная мебель

Школьнику очень важно правильно организовать пространство вокруг. Если рядом будет много лишних вещей, нагроможденных в большие стопки, это не будет способствовать концентрации

Внимание ученика будет рассеиваться. Рабочее место школьника дома должно иметь дополнительную мебель. Это могут быть различные тумбочки, навесные шкафчики, полочки или этажерки

Все зависит от стиля интерьера, а также свободного пространства в комнате. Учебники, тетради, канцелярия должны находиться под рукой. Школьник должен иметь к ним легкий доступ. Поэтому необходимо устанавливать все дополнительные элементы мебели так, чтобы ребенок мог просто дотянуться до шкафчика или полочки. Не следует вешать шкафчики высоко. Из-за неудобного доступа к своим вещам ребенок будет ощущать дискомфорт. Рабочее место у него будет вызывать негативные ассоциации

Это могут быть различные тумбочки, навесные шкафчики, полочки или этажерки. Все зависит от стиля интерьера, а также свободного пространства в комнате. Учебники, тетради, канцелярия должны находиться под рукой. Школьник должен иметь к ним легкий доступ. Поэтому необходимо устанавливать все дополнительные элементы мебели так, чтобы ребенок мог просто дотянуться до шкафчика или полочки. Не следует вешать шкафчики высоко. Из-за неудобного доступа к своим вещам ребенок будет ощущать дискомфорт. Рабочее место у него будет вызывать негативные ассоциации.

Системы хранения

На продуктивную работу влияют многие факторы, и порядок на столе является одним из них

Важно грамотно организовать системы хранения: карандаши сложить в специальные стаканы, книги расставить на дополнительных полках, сложить тетради в ниши и выдвижные ящики. Также хорошо использовать магнитные, пробковые, грифельные доски, на которых удобно оставлять важные пометки и крепить записки. Дети часто забывают что-то, поэтому такой предмет будет приучать его к самоорганизации

Дети часто забывают что-то, поэтому такой предмет будет приучать его к самоорганизации.

ДЭМИ СУТ-14

  • размеры столешницы, см — 75 х 55;
  • высота стола, см — 53 — 81.5;
  • рост ребенка, м — 1.2 — 1.98;
  • материал — ЛДСП со специальным защитным покрытием;
  • дополнительно — регулируемый угол наклона от 0 до 30 градусов, пенал.

Классическая удобная парта ДЭМИ СУТ-14 на металлическом каркасе выполнена из высококачественного, долговечного и экологичного материала ЛДСП, который выдерживает очень большие нагрузки и при этом не расшатывается и не проседает даже при ежедневном использовании в течение длительного времени. Для удобства маленького владельца в парте предусмотрена специальная полка, где ребенок удобно и комфортно может разместить подручные материалы, тетради, учебники или даже соорудить серьезный детский «тайник» для хранения самых ценных для малыша вещей и предметов.

Несмотря на весьма полноценный размер столешницы, которого хватит даже для рисования на листах формата А2, данная растущая парта отличается очень компактными размерами и легко поместится в небольшой комнате, обеспечив ребенку удобное, эргономичное и комфортное рабочее место. При этом даже ученик начальных классов буквально за минуту легко настроит угол наклона парты под свои потребности, а его родители могут быть абсолютно уверены в том, что малыш, выполняя задания за столом, сидит правильно и ему это нравится. Приятный бонус — функционал парты можно расширить за счет специальных дополнений: аккуратных боковых полочек и широкой задней приставки, на которых можно запросто разместить стаканчики с напитками, органайзеры, монитор, яркий глобус или стильный светильник.

Требования к мебели и комплектации других школьных помещений

С развитием новых обучающих направлений меняется комплектация школьной мебели. Остаются актуальными требования по экологической чистоте применяемых материалов. Они должны обеспечивать прочность конструкции и эксплуатационную безопасность.

Предметы школьной мебели должны быть адаптированы к новым методам обучения и средствам передачи информации.

Столовая

Обязательным требованием является легкость влажной чистки мебели. Поверхности должны стойко выдерживать действие бытовой химии для мытья.

Требования к гарнитуру в школьной столовой (СанПиН 24.2.28.21 – 2010):

  • Нижние горизонтальные поверхности мебели (подножки, сиденья, перемычки, полки стеллажей) располагают от пола на высоте не меньше 15 см, чтобы делать влажную уборку.
  • Гарнитуры должны создавать уют, быть легкими, красивыми, эстетически привлекательными.
  • Высоту стульев и столов выбирают по стандарту, который разработан для удобства принятия пищи школьниками разного возраста.

Разрешается обивка искусственной кожей, на ножках устанавливают заглушки из пластика для уменьшения звука при передвижении.

Библиотека

Читальный зал и рабочее место библиотекаря также должны быть обустроены из экологически чистых маериалов. Используют природную древесину или прессованные плиты на безвредной клеевой основе.

Стандартные требования к библиотечным гарнитурам:

Уделяют внимание эргономике мебели.
Читальным залом пользуются взрослые, маленькие школьники и подростки, поэтому для разных групп выделяют зоны с соответствующей высотой стульев и столов.
Столы и стулья должны быть удобными, чтобы ничего не отвлекало ребенка от занятий или чтения.

Актовый зал

В состав мебели входят кресла, трибуны, сценические конструкции. Сиденья иногда объединяют в одну группу по 3 – 4 элемента.

Их приобретают и собирают с учетом требований:

  • Опорные элементы должны выдерживать требуемые нагрузки, ножки — не гнуться и не ломаться.
  • Для удобства передвижения по пустому ряду сиденья и подлокотники должны переворачиваться, становиться в вертикальное положение.
  • Фурнитура мебели высококачественная (петли не просаживаются, не заедают).
  • Сиденья, спинки и ножки не портятся от веществ, применяемых для санобработки.

Поверхность делают их дерева или клееной фанеры без участия формальдегидов. Допускается мягкая обивка из моющихся износостойких материалов, например, дерматина, винилискожи. В качестве каркаса используют металл или дерево.

Гардеробы/раздевалки

Такие помещения оснащают вешалками, шкафчиками, крючками для навешивания одежды, обувными ячейками. В спортивных раздевалках предусматривают скамьи для удобного переобувания сидя. Вешалки бывают настенными, напольными и передвижными на колесах.

Требования к мебели в школьном гардеробе:

  • Высота крючков соответствует каждой возрастной группе, для этого выделяют секции для старшеклассников и младших учеников.
  • Вешалки устойчивые, не шатаются, хорошо закреплены, не падают.
  • Крючки делают из прочной стали, обломанные детали меняют новыми.
  • Скамейки для переобувания должны быть разной высоты.

На дверках шкафов обязательно есть ручки, врезные замки. Некоторые раздевалки в школе не имеют обувных ячеек. Это является нарушением.

Спецкабинеты

Оборудование класса химии

К такой категории относят помещения для лабораторных работ по физике, химии, мастерские, художественные классы. Поверхность столов различается в зависимости от назначения — есть обычное покрытие, химически стойкое.

В лаборатории должны быть:

  • специализированные столы с гигиеническим сертификатом качества и сертификатом соответствия техническим требованиям;
  • шкафы или стеллажи для хранения обучающих материалов и средств;
  • шкафы для размещения аппаратуры;
  • мебель для работы учителя и демонстрации опытов;
  • столы (с бортиком) и стулья для учащихся;
  • вытяжные каналы (навесные или встроенные).

Верстаки в школьной мастерской не должны иметь деформированных плоскостей, рабочая поверхность — не наклонена, чтобы тяжелые инструменты не скатывались под ноги. Конструкция рабочего стола прочно закреплена к полу, отрегулирована по высоте.

Требования к классной доске

Стандартно в школе применяют деревянные, металлические или пластиковые поверхности, на которых пишут мелом. Покрытием служит матовая краска коричневого, черного, темно-зеленого цвета. Есть модели с поверхностным слоем из фарфора — стойкая к истиранию шероховатая поверхность служит до 10 – 20 лет.

Требования к различным вариантам современных досок:

Флипчарт. Листы бумаги на поверхности должны легко отрываться и меняться новыми. На таких пишут не только маркерами, но и карандашами, ручками.

Магнитная доска. На поверхности с содержанием в составе магнитного порошка и полимеров должны надежно крепиться таблички, рисунки, буквы. Прочность конструкции увеличивают рамкой из алюминиевой полосы.

Доска из пробки. На такой поверхности не пишут, а только размещают иллюстрации на кнопках, поэтому плоскость должна выдерживать многочисленные проколы.

Классические доски бывают плоскими или с закрывающимися створками. Под ними располагают полку для сбора осыпающегося мела. Поверхность делают из моющегося материала.

Из каких материалов изготавливается школьная мебель?

Все материалы, используемые при производстве парт и стульев, должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам. Сырье должно быть безвредным, нетоксичным, гипоаллергенным. Кроме того, применяются только прочные и долговечные материалы, ведь школьная мебель подвергается повышенным нагрузкам. Как и любая детская мебель, ученические комплекты должны иметь гладкое покрытие без неровностей и дефектов.

Школьная мебель: материал столешниц

Наиболее популярный материал для изготовления столешниц школьной мебели – плиты ЛДСП

Они легкие, достаточно прочные, и имеют низкую стоимость, что немаловажно для бюджетных учреждений. Если ЛДСП соответствует нормативам (класс эмиссии формальдегидов должен быть не хуже Е1), и производитель не сэкономил на качестве и толщине кромки, то такие столешницы могут без проблем прослужить долгие годы

Для бюджетных моделей используется ЛДСП толщиной 16 мм, для более качественных образцов – 22 мм.

Более дорогой, но зато более прочный и хорошо поддающийся обработке материал – плиты МДФ. Однородная структура МДФ позволяет делать закругленные углы, фрезерованную фигурную кромку, а также желобки и выпилы столешницы. Кроме того, покрытие МДФ часто делается не из меламина, а из ПВХ пленки, что делает поверхность более устойчивой к загрязнениям. Толщина столешниц из МДФ, как правило, составляет 16-25 мм.

В современной мебельной промышленности крайне редко используют натуральный массив дерева для производства типовых стандартных изделий. Везде, где можно, его заменяют на ЛДСП. Школьная мебель не исключение. Массив слишком тяжелый, капризный в уходе и дорогой вид сырья. Поэтому для изготовления серийной школьной мебели массив дерева в чистом виде практически не используется.

Школьная мебель: материал сидений и спинок

Сиденья и спинки, как правило, изготавливаются из гнутоклееной лакированной фанеры. Чем толще фанера, тем более долгий срок службы будет у изделия. Обычно используют листы толщиной 8-10 мм.

Достаточно редко для посадочных мест используют ЛДСП. Это неудачный способ удешевить и упростить конструкцию, ведь ЛДСП не позволяет сформировать правильную форму спинки и сиденья, соответствующую нормативам.

У более современных и дорогих моделей посадочные места изготавливаются из прочного пластика. Полимеры хороши своей пластичностью, благодаря чему можно сформировать анатомически верные очертания спинки и сиденья.

Школьная мебель: материал каркасов

Каркасы ученической мебели, как правило, изготавливают из металлических труб. Металлические каркасы более прочны, чем панельные, а также обеспечивают длительный срок службы. Для недорогих моделей выбирают трубу квадратного сечения толщиной 20-25 мм. Более продвинутые варианты – плоскоовальные и круглые трубы. У качественных и прочных образцов мебели диаметр труб каркаса составляет 28-32 мм.

Еще один важный показатель качества – толщина стали, или толщина стенки труб. Бюджетная мебель изготавливается из металла толщиной 1,2 мм (не будем сейчас обсуждать недобросовестных изготовителей, которые используют тонкостенные 1 миллиметровые трубы, не предназначенные для таких целей, пусть это останется на их совести), но еще лучше, если применяются трубы с толщиной стенки 1,5 мм.

Каркасы окрашиваются износостойкой порошковой краской. Все открытые торцы труб в обязательном порядке должны комплектоваться пластиковыми заглушками.

С передней стороны каркаса парт обычно располагается передний щит – царга. Его чаще всего изготавливают из ЛДСП. Реже, у более дорогих моделей применяется перфорированный металл.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)

Цвет и рисунок облицовочных материалов и защитно-декоративных покрытий

Таблица А.1

Цвет и рисунок образца Крышки столов и парт Сиденья и спинки стульев Деревянные каркасы Металлические каркасы
+ + + +
+ + + +
+ + +
+ + +
+ + +
+ + + +
+ +*
+ +*
+ +*
Молотковая эмаль серого цвета + +
Рисунок под ткань + +
Текстура древесины + + + Отсутствует
_________________

* Для окраски металлических и деревянных каркасов мебели допускается применение широкого спектра цветовой отделки, отличающейся высокой насыщенностью цвета, как с матовой, так и с глянцевой отделкой поверхности. Яркие цвета допускаются также для изготовления сидений и спинок стульев из полимеров, разрешенных для использования в школе.

Примечание — Знак «+» обозначает, что цвет рекомендуется для указанных изделий, знак «-» обозначает, что цвет не рекомендуется для указанных изделий.

Как часто нужно обновлять мебель в классе?

Как ни странно, но и у мебели есть свой определенный «срок годности», который необходимо соблюдать и учитывать при планировании обновления. Так, средний срок эксплуатации ученического стола составляет порядка 10 лет, а вот ученический стул входит из строя, в среднем, через 5-6 лет после приобретения. Шкафы, тумбы, стеллажи могут обходиться без замены порядка 20-30 лет.

Однако, стоит понимать, что эти показатели рассчитывались в идеальных условиях, когда дети не качались на стульях, не прыгали по партам и не раскручивали гайки. В реальности же срок службы мебели может значительно снижаться, если вовремя не проводить меры по ее обслуживанию.

Параметры домашнего рабочего уголка для ребенка

Парта или стол должны иметь глубину 60-80 см и ширину 120-150 см, что позволит школьнику удобно разложить учебники, тетради и ручки, поставить подставку и планшет, а локти у ребенка во время написания уроков не будут свисать.

Если предполагается, что на парте будет стоять компьютер, глубина столешницы увеличивается до 70 см.

Высота поверхности рассчитывается, исходя из роста ребенка. Формула проста: рост разделить на 15 и умножить на 6. Полученное количество сантиметров и будет необходимой высотой.

В случае если у школьника много нужных для учебы предметов, а места в доме маловато, оптимальным станет использование трансформера. К тому же такая парта позволяет родителям существенно сэкономить, не покупая по мере взросления малыша новую мебель, а регулируя уже имеющуюся.

Как маркировать номера парт и стульев по росту (СанПиН)

Ученическая мебельная продукция должна быть промаркирована с учетом ростовой группы детей, которые будут за ней учиться. Существует единая классификация, которая остаётся неизменной и обязательной для всех общеобразовательных заведений. Она включает в себя несколько показателей: ростовая группа, маркированый цвет, высота стола и стула. На этом основании выделяют:

  1. Первая: 110 — 115 см, оранжевый, 46 и 26 см.
  2. Вторая: 115 — 130 см, фиолетовый, 52 и 30 см.
  3. Третья: 130 — 245 см, желтый, 58 и 34 см.
  4. Четвёртая: 145 — 160 см, красный, 64 и 38 см.
  5. Пятая: 160 — 175 см, зелёный, 70 и 42 см.
  6. Шестая: более 175 см, голубой, 76 и 46 см.

Есть и нулевая группа, не включенная в основную таблицу. Как правило, она устанавливается в детских садах и прочих дошкольных учреждениях. Она применима для детей, рост которых не превышает 95 сантиметров. Первая и вторая категории встречаются нечасто, так как среднестатистический рост ребёнка, идущего в первый класс, составляет примерно 130 см.

Общие требования

По нормированным правилам эксплуатации ученические столы должны служить не меньше 10 лет, а стулья — не меньше 5 лет. Стеллажи шкафы, полки рассчитаны на работу в течение 20 лет.

В тексте ГОСТ и СанПиН содержатся общие требования, которым должна соответствовать мебель для кабинета школы или другого учебного пространства:

Педагогические. Комплекты обеспечивают проведение урока, например, в кабинете химии нужны особые столы, в классе рисования их совмещают с мольбертами.

Санитарно-гигиенические. Комплекс нормативов направлен на сохранение приемлемых условий для обучения

Уделяют внимание безопасности, надежности, долговечности. Покрытие должно легко мыться, материалы — не выделять в воздух вредных для здоровья компонентов.

Эргономические. Нормы учитывают физиологические и анатомические особенности детского организма с учетом возраста школьника и его роста. Парты, стулья должны быть удобными

Уделяют внимание расстоянию между соседними столами, ширине проходов между рядами, удаленности доски от первого ряда.

Производственно-экономические. Нужно выбирать качественную мебель и грамотно ее собирать, чтобы не покупать каждые 2-3 года.

Архитектурно-художественные

Цвет мебели в школе подбирают в соответствии с дизайном. Есть специальные гарнитуры для школьников, обучающихся по особой программе — для таких случаев в материалах ГОСТ есть рекомендации.

На первом месте стоит безопасность предметов: отсутствие острых углов, применение округлого металлического профиля, регулировка ножек, устойчивость парт, стульев и столов.

Нормативные размеры

При изготовлении мебели в общеобразовательные учреждения обязательно соблюдение необходимых размеров. Государственные стандарты наглядно описывают, сколько занимаемой площади предусмотрено для каждого типа изделия, какой они должны быть высоты. Например:

  • ГОСТ 5994-93. Парты – размеры по ростовой маркировке. Ширина откидной крышки (если есть) – 160-180 мм; двухместные оборудованы пространством 450 х 270 см под ранцы; поверхность сидения плоская или с центральным углублением не более 10 мм; углы стола и крышки парты скруглены в радиусе не менее 10-30 мм.
  • ГОСТ 11016-93. Стулья – размеры по маркировке от 1 до 7 под средний рост школьников от 1,05 до 1,9 м с шагом в 15 см.
  • ГОСТ 18314-93. Лабораторные столы: размеры по ростовой маркировке; допускаются двухместные с рабочей площадью 1300 мм и трехместные с площадью 1950 мм; высота бортика вдоль крышки – не более 60 мм; размещение лабораторных раковин – не ближе 240 мм от крышки стола.
  • ГОСТ 19549-93. Чертежная мебель: размеры по ростовой маркировке; углы стола и крышки парты скруглены в радиусе не менее 10-30 мм; размещение съемных пюпитров – не ближе 350-400 мм со стороны крышки.

Особенности изделий

Если говорить про мебель для школьника, нужно учитывать особенности возраста. Для учеников 1-4 классов изделия рассчитаны на рост до 160 см, а для старших габариты уже ближе к взрослым стандартам. Если взять простую школьную парту и поставить ее в комнату ребенка, то увлекательного обучения не получится. При выборе мебели для дома нужно ориентироваться на следующее:

Она должна быть безопасной. Это основной критерий. Выбранный стол должен иметь надежную опорную конструкцию, полки – прочные крепления, а кровать – ортопедический матрас

В составе не должно быть вредных химических соединений вроде смол формальдегида, встречающихся в ДСП у некоторых производителей

Особое внимание нужно уделить эргономике. Рекомендуется вместе с ребенком посмотреть, не великовата ли высота стола, не короткая ли кровать

Функциональность играет не последнюю роль

Дети любят, когда на рабочем месте много ящиков и отсеков. Если площадь комнаты небольшая, можно рассмотреть варианты высвобождения места за счет функциональных кроватей, шкафов, модульных конструкций.

Не менее важная особенность мебели для ученика – внешний вид. Школьнику интереснее заниматься за красиво оформленным рабочим столом, чем за партой унылой расцветки. Специалисты заметили, что дети охотнее обучаются в интересной для себя обстановке.

Виды школьной мебели

Мебель, используемую для организации учебно-воспитательного процесса, различают по размеру, функциональности, конструкции, материалу изготовления.

Основная школьная мебель:

  • Доска. На поверхности школьники и учителя рисуют или пишут, чтобы пояснить изучаемую информацию.
  • Парта. Конструкция объединяет стол и скамью для одного или двух учеников. Комплект чаще применяют в дошкольных или среднеобразовательных учреждениях.
  • Стул. Отличие от табурета — присутствие спинки, от кресла — пониженная комфортабельность. Стулья выпускают с подлокотниками или без них.
  • Стол учителя. Встречаются стандартные письменные или специализированные конструкции. Есть варианты на металлическом или деревянном каркасе, с надстройками, нишами, ящиками и тумбами.

Различают группы лабораторной, гардеробной, столовой мебели. Приобретают гарнитуры для библиотек, актовых залов. Наглядные пособия и учебные экспонаты размещают на стеллажах, открытых и закрытых полках, в шкафах.

В мастерских устанавливают верстаки, в компьютерных кабинетах — специальные столы, в классах химии — парты соединяют с сантехническими приборами. Применяют и универсальные мебельные варианты, например, диваны для учительской, зоны отдыха.

В вашей школе вся мебель соответствует ГОСТам? Да, абсолютно 0%

Нет, конечно 33.33%

Никто точно не знает 66.67% Проголосовало: 3

Как наносится маркировка парт в начальной школе

Маркировочные отметки наносятся на видимую сторону стульев и парт в виде классических кругов с диаметром 1—3 сантиметра или цветными полосками. Наиболее удобные места для столов: боковая ножка, задняя поверхность, край, если крышка имеет достаточную ширину. Нанесение отметок на стулья проводится в области заднее поверхности спинки, видимой верхней части металлического каркаса.

Нормы нанесения маркировок рекомендуют осуществлять это симметрично по обеим сторонам любой мебели, применяемой в учебных учреждениях. Благодаря этому школьники быстрее привыкнут к правилам и смогут сориентироваться при необходимости поменять ее на нужный размер.

Как узнать, что парта подходит ребенку

Выбирая мебель, надо привести школьника в магазин и предложить посидеть на его будущем рабочем месте. Родителям внимательно посмотреть, как сидит малыш. Правильная посадка выглядит так:

  • ноги, согнутые под прямым углом, устойчиво стоят на полу;
  • коленки не упираются в столешницу;
  • малышу не приходится наклонять голову вниз или тянуться вверх;
  • локти не свисают с краев.

Еще один нюанс: край стола находится на уровне нижней части грудной клетки школьника.

Если все условия соблюдены — парта по размеру подходит.

Оптимально, если высоту конструкции и угол наклона крышки можно регулировать. В этом случае не придется покупать новую мебель по мере роста ребенка, достаточно будет поднять столешницу.

Маркировка школьной мебели

Обозначение на столах, стульях и партах ставят начиная с 1972 года. Шкала для маркировки мебели в школе составлена с промежутком в 15 см. Для обозначения применяют числовые и цветовые отметки.

В числовом индикаторе присутствует:

  • номер предмета по виду, классу, типу, производственным характеристикам;
  • ростовой диапазон школьника, допустимый для использования этой мебели.

Цветовая маркировка описывает показатели парт, столов более информативно, поэтому применяется чаще. Ее ставят в форме круга (диаметр 10 мм) на двух сторонах изделия. Цвет обозначает размер мебели в сантиметрах:

  • белый — стол высотой 40, сиденье стула —22;
  • оранжевый — соответственно, 46 и 26;
  • фиолетовый — 52 и 30;
  • желтый — 58 и 34;
  • красный — 64 и 38;
  • зеленый — 70 и 42;
  • голубой — 76 и 46.

При выборе обозначения строго придерживаются норм. Цвет может наноситься в виде полосы шириной 10 – 15 мм так, чтобы она хорошо просматривалась в проходе между рядами.

В первых рядах размещают меньшие номера, которые увеличиваются по мере отдаления от доски. Если нужно поставить в первом ряду высокие столы, то для них предусмотрены крайние ряды.

Измеряют в обуви рейкой в медицинском кабинете или ростомером. На одной стороне элемента есть деления с промежутком 15 см, в интервалах проставляют номерные группы мебели. Если сведения о росте берут из карточки, то к показателю прибавляют 2 см на высоту обувной подошвы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий