Прозрачность материала
Существует три разновидности витражного стекла с позиции прозрачности:
- Непрозрачное. Сквозь него вы ничего не сможете увидеть даже расположив изделие напротив источника света. Преимущество материала — возможность регулировать уровень освещенности помещения, если витражной композицией будет украшено окно или осветительный прибор.
- Полупрозрачное стекло (25% опаловой добавки). Сквозь него хорошо проходит свет, видны очертания предметов, но не детали.
- Прозрачное цветное или бесцветное стекло (иногда его называют cathedral). Имеет красивый насыщенный цвет и довольно высокую прозрачность. Именно такими стеклами украшали окна соборов.
Кстати, если вам нужно стекло для витража на перегородке в душевой и вы хотите оценить степень его прозрачности, разместите свою руку за листом на расстоянии около 15 см — как хорошо вы ее видите? Если достаточно хорошо — стоит продолжить поиски и выбрать другое стекло.
Отдельно можно отметить стекла с различными художественными эффектами и особенностями технических усилий при производстве, а также добавлении в состав редких металлов. Например, модное сейчас стекло Iridized с перламутровыми переливами или Baroque с разводами различных цветов. Эти стекла обычно значительно дороже обычных.
Можно ли совмещать в одной работе непрозрачное и прозрачное стекло?
Да, это возможно. В оконном витраже будет красиво смотреться сочетание опаловых (плотные) и прозрачных стекол. Днем светиться будут прозрачные, а ночью на первый план выдут опаловые. С опытом вы научитесь понимать, как стекла будут вести себя в тех или иных условиях и тогда сочетать разные оттенки, фактуры и плотность стекла будет проще.
Фацетный витраж
Такие витражи сейчас особенно популярны у обеспеченных людей, которые не скрывают свой достаток. Фацет – это полированная фаска на 6-миллиметровой стеклянной пластине. Фаска обычно достаточно широкая, а угол фацета зависит от оптических свойств стекла. Точный математический расчет мастера позволит создать так называемую алмазную грань, гарантируя максимальное преломление света. Фацетные витражи могут быть:
- окрашенными;
- бесцветными;
- прозрачными;
- поташными (из легкого стекла с небольшим показателем преломления);
- свинцовыми (из тяжелого стекла с высоким показателем преломления).
Самыми дорогими являются крофлинтовые фацеты – комбинация поташных и свинцовых.
Фацетные смальты собираются по отдельности, так как имеют большой вес. Для этого используются индивидуальные алюминиевые профили. К сожалению, изготовления фацетного витража возможно только в промышленных условиях.
Витражная пленка в интерьере
Невозможно найти универсальную витражную пленку, которая уместно бы смотрелась на окнах как в спальне, так и, к примеру, на кухне. Для каждого функционального помещения подбирается соответствующий декор пленки
Помимо назначения пространства, важно учитывать также интерьер, геометрические особенности, высоту потолков, освещенность, размеры окон и прочие нюансы комнаты
Спальню идеально дополнят витражные пленки на окна без ярких крупных рисунков. Здесь уместнее будет смотреться фактурная полупрозрачная самоклеящаяся пленка, которая плавно рассеивает свет.
Для гостиной подбирается пленка для окна с эффектным ярким рисунком, который может стать главным акцентом комнаты и не оставит равнодушным никого. Такое витражное оформление окна поддерживается аналогичным на двери, зеркале или других деталях интерьера.
Для кухни прекрасно подойдет гастрономическая витражная тема в любой интерпретации. Больше света добавится за счет включения в витраж яркого оранжевого или желтого цвета.
В ванной по традиции используются оттенки, связанные с водой. Это голубой, синий, зеленый, бирюзовый и их производные. Их можно скомбинировать на витражной пленке в различных сочетаниях или создать монохромное оформление путем использования разных тонов одного цвета.
Для кабинета выбираются спокойные элегантные мотивы витражных стекол. Это может быть репродукция картины любимого художника. Чаще в офисах используется однотонная пленка, которая украсит помещение, но не будет отвлекать от работы своей излишней пестротой и декоративностью. Очень просто ее просто снять и заменить на другую, которая будет актуальна.
Монтаж самоклеющегося витража
Первое, что нужно учесть, – на горизонтальную поверхность качественно нанести рисунок будет проще. Если есть возможность, вертикально расположенные стекла нужно извлечь.
Совет! На поверхность, имеющую закругления, витражная пленка приклеится без морщин, если хорошо разогреть ее феном.
Стекла с острыми углами обрабатывают так – покрытие подрезают с двух сторон от угла и немного подворачивают внутрь.
Существует еще несколько способов нанесения витражной пленки:
декорированное стекло вставляют в двойной стеклопакет между имеющимися стеклами;оклеенное стекло крепят к поверхности окна бесцветным герметиком или клеем.
Итак, стекло расположено горизонтально и уложено на ровную, твердую поверхность (например, на стол). Теперь его нужно вымыть. Не рекомендуется использовать для чистки химические средства с абразивами и агрессивными компонентами. Небольшое их количество может остаться на стекле, что снизит характеристики клея. Окна лучше вымыть теплой водой с небольшим добавлением мыла. Делать это нужно безворсовой тряпкой – микрофиброй.
Высохшее стекло обезжиривают этиловым спиртом. Другие средства лучше не использовать – ацетон, бензин, уайт-спирит растворяют материал, из которого сделана витражная пленка.
Раскладывают полотно рисунком внутрь – на подложку нанесена сантиметровая разметка, это облегчает раскрой. Под металлическую линейку самоклеющаяся витражная пленка разрезается в нужный размер. Резать необходимо очень острым канцелярским ножом или лезвием, чтобы не было заусенцев.
По всей длине отворачивают край полотна на ширину 5-10 см и прикладывают к стеклу. Валиком, резиновым шпателем или влажной ветошью самоклеющаяся пленка разравнивается движениями от центра к краям.
Постепенно снимают подложку, приклеивая витраж полностью. Оставшиеся пузыри прокалывают иголкой и разравнивают.
Рекомендация! Если демонтировать стекло невозможно, облегчить монтаж витражной пленки поможет мыльная вода.
Пульверизатором наносят на поверхность окна воду с несколькими каплями жидкого мыла. Наклеивают пленку, выгоняя излишки влаги и воздух резиновым валиком для обоев. Так клей не сразу схватывается, устранить погрешности намного проще.
Как наклеить на стекло
Для того чтобы правильно наклеить самоклеющуюся витражную пленку, сначала нужно раскроить ее по размерам оконного стекла (с небольшим припуском по краям). После этого бумажное покрытие удаляется с верхней части пленки, примерно сантиметров на десять. И аккуратно, а главное ровно, прикладывается к верхнему краю чисто вымытого и обезжиренного стекла. Приклеивается полотно сверху вниз.
Далее бумага сантиметр за сантиметром снимается с липкого слоя, полотно тщательно разглаживается на поверхности резиновым шпателем или мягкой тканью. Не натягивайте его, чтобы не перекосилось. С пузырьками воздуха поступают так же, как на обычных обоях — прокалывают их иглой.
Чтобы наклеить статическую пленку, достаточно просто избавить ее от защитного слоя, наложить на чистое стекло, смоченное мыльной водой и хорошо разгладить. В отличие от полотна с клеем, ее легко скорректировать на влажной поверхности.
Внутренний монтаж витражных окон
Данный способ монтажа предполагает установку витражного полотна внутрь современной оконной конструкции с двухкамерным стеклопакетом. При этом рама может быть выполнена не только из ПВХ материала, но также из алюминия или стали. Установленный таким способом витраж исключает прямое воздействие с внешней стороны. Это позволяет ему оставаться всегда чистым и защищенным от механического воздействий, что может существенно продлить срок службы. Однако при необходимости реставрации витражной картины, сделать это будет возможно только вместе с заменой всего стеклопакета.
Создание витража при данном способе монтажа должно предшествовать изготовлению оконной конструкции или идти параллельно, начиная с этапа проектирования и согласовывая в процессе все технические параметры.
Лучше всего доверить внутренний способ монтажа витражных окон опытным специалистам, особенно если это касается витражей выполненных с помощью классической технологии (наборная, Тиффани). Любая картина из стекла, ввиду своей хрупкости, должна устанавливаться только ручным способом, без применения станков. Однако не каждая оконная компания может гарантировать использование данной методики производства, так как она является нерентабельной. Потому следует оговорить все нюансы монтажных работ.
В нашей компании всегда можно заказать любую оконную конструкцию с размещенным в ней витражом, если данный способ установки витража является для Вас более приемлемым, а также получить долгосрочную гарантию на выполненные работы.
Где используются
Эта техника используется для украшения интерьера квартиры. Совсем другими красками заиграют торшеры, люстры. Если в комнате установлены ниши, то так же применяют этот вид отделки. Скрытая подсветка, будет оригинально смотреться, создавая уют.
В последнее время часто стали делать их на потолке. С внутренними источниками света, они будут смотреться как в музее.
Межкомнатные двери, окна с витражами из цветных стеклянных фрагментов делают интерьер сказочным и оригинальным. Перегородки в офисах, торговых центрах, домах быта, оформленные в таком стиле создадут соответствующее позитивное настроение у всех сотрудников и посетителей.
Изготовление пленочного витража
Для изготовления пленочного витража вам понадобится меньше усилий, так как сама технология очень простая:
- Сначала вам нужно очистить стекло и подложить под него заранее прорисованный эскиз. Свинцовой лентой следует проложить контуры, а ее концы закрепить последующими отрезками. Когда весь рисунок будет нанесен, его нужно прокатать валиком.
- Теперь нужно перевернуть стекло. Протереть и по намеченным контурам подготовить пленочные элементы, приклеив их на обратную сторону. После этого следует взять специальный валик для пленки, и снова прокатать поверхность.
- Места стыков пленки нужно проклеить свинцовой лентой, в точности повторяя контуры на другой стороне и снова прокатать валиком.
- Готовое витражное стекло нужно протереть любым моющим средством.
Если вам кажется что такой витраж имеет незаконченный вид, его можно украсить различными стеклянными элементами, посадив их на клей.
Аксессуары, определяющие настроение
Витражи ассоциируются, прежде всего, с высокими окнами готических соборов, а какое место они занимают в современном интерьере?
Производители приложили немало усилий, чтобы разработать новые техники витража, столь разнообразные, что трудно назвать помещения, в интерьере которых нельзя было бы использовать витражные элементы.
Рассмотрим наиболее распространенные области их применения.
Наиболее выигрышна витражная техника при оформлении окон. Особенно эффектно они смотрятся в окнах, выходящих на юг. Именно подсвеченные солнцем и отбрасывающие таинственные цветные блики, они становятся ключевым декоративным элементом интерьера, создающим неповторимую возвышенную атмосферу.
Фото: витраж в ванной комнате
Однако в современных интерьерах дизайнеры не ограничиваются сложившимися традициями и находят все новые сферы применения витражей. Они предлагают подсвеченные изнутри плафоны и потолки, полностью выполненные в технике классического витража, перегородки в разной технике – пескоструйной, классической, фьюзинга.
Для перегородок и других декоративных элементов в ванной идеально подходит техника фьюзинг, не имеющая металлических деталей и очень прочная. Демократичной альтернативой, для размещения во влажных помещениях можно считать пленочные витражи.
Декоративный витраж в ванной комнате
В современных интерьерах витражи часто применяются нетрадиционно – для оформления светильников, зеркал, или выступают в роли подсвеченных изнутри картин. Витражами украшают дверцы мебели – здесь лидируют строгие орнаменты в пескоструйной технике или роскошные эксклюзивные рисунки, нанесенные травлением.
Желательно, чтобы витражный мотив повторялся трижды: в доминирующем элементе, например, окне или перегородке, и еще в одном-двух, помельче – светильнике, картине или обрамлении зеркала.
Витражи в кухонный шкафчиках
Интересные идеи для витража
Нет ничего невозможного для человека с фантазией. Витражную роспись можно применить везде, где есть стекло или зеркало.
На шкаф-купе, оконное стекло или двери наклеивают пленочный витраж. А если на файле нарисовать композицию самодельной краской из ПВА, то высохший рисунок, аккуратно сняв, легко приклеить на любую прозрачную поверхность. И совсем не обязательно заклеивать всю стеклянную площадь, достаточно наклеить фрагмент где-нибудь в углу — и привычная вещь преобразится.
Витраж на шкафах-купе – это современный элемент, с помощью которого можно украсить интерьер наиболее креативно.
Вышедшие из моды бокалы, стаканы и старые бутылки тоже не останутся без внимания. Из них делаются такие произведения искусства, которые и подарить не стыдно. Стеклянные абажуры легко преображаются в ультрамодную изюминку интерьера.
В доме есть скучный стеклянный столик? Стоит нанести на него витражный узор, и в доме прибавится ярких красок и тепла.
Необычная и оригинальная авторская мебель с витражами.
Если не хватает фантазии и таланта, то в интернете всегда можно найти схемы и шаблоны для витражей. Главное — желание и уверенность в своих силах. Вспомните, как в детстве любили смотреть на мир через цветные стеклышки. Верните себе ощущение детской беззаботности и яркого праздника.
Имитации
О пленочном витраже уже сказано, да и сложного ничего в нем нет. Но, прежде чем переходить к красочному, расскажем об имитации свинцового переплета; она общая и в том, и в другом случае. Приличная на вид имитация витража во многом определяется именно похожестью накладного бордюра на натуральный металлический переплет.
Бордюры
Сымитировать переплет классического витража и для пленки, и для краски, можно тремя способами:
- Поклейкой границ фрагментов свинцовым скотчем. Специально продается для витражных дел;
- Формированием контуров из мягкой проволоки, см. ниже;
- Наведением контуров контурной пастой.
Первый способ
Свинцовый скотч – самый настоящий, без кавычек, скотч: ленточка шириной около 1/8 дюйма из свинцовой фольги, клеящий слой, такой же, как на обычном скотче, и защитная пленка. Разматывая рулончик, выкладывают по контуру, обрезают, снимают защитную пленку, накладывают, придавливают – все. Для пленочных витражей – после поклейки, для заливных – перед заливкой.
Второй способ
Эмалированные провода
Контур выгибают из проволоки и приклеивают (пленка – после; заливка – до) ПВА. Но не простым, а посудным. Он немного дороже «бумажного», и на этикетке указано: «Для склейки изделий из стекла и фарфора». Химически активные клеи не годятся, особенно циан-акрилатный «Суперклей». Он ко всему еще и необычайно жидкий, затекает всюду, где не нужен.
Проволоку по этой технике традиционно используют алюминиевую и потом патинируют, как для тиффани, см. далее. Но автор этой статьи неоднократно с успехом использовал медный обмоточный провод в высокопрочной эмалевой изоляции (эмальпровод). Он легче гнется, а в радиомагазинах и на радиобазарах его можно найти с изоляцией буквально всех цветов радуги, см. рис., диаметром от 0,02 до 2,5 мм круглый и от 1 до 16 мм плоский (шину).
Шина встречается редко и стоит дорого. Но каждый выгнутый из круглого провода контур можно выровнять и слегка сплющить, сильно сжав в слесарных тисках между двумя ровными плоскими пластинами из стали толщиной 8-12 мм. Изоляция даже чуть ли не довоенного ПЭВ от этого не портится.
Особенно хороши меднопроволочные контуры для заливных витражей на зеркалах; об этом уже говорилось. Если же нужна матовость и патина – достаточно поширкать по готовому наждачкой, и обнажившаяся медь скоро сама покроется самой что ни на есть настоящей, не наведенной патиной.
Третий способ
Готовим контурную пасту по рецепту:
- Посудный ПВА – 50 мл.
- Натуральная черная тушь (самая лучшая – голландская) – 20-30 мл.
- Алюминиевая пудра (серебрянка) – 30-40 гр.
В ПВА вводим тушь, тщательно размешиваем и мелкими порциями при помешивании добавляем серебрянку до получения сметанообразной пасты. Если нужен переплет под латунь – серебрянку заменяем бронзовой пудрой. От соотношения туши с серебрянкой зависит «свинцовость»; ее проверяют пробной, вполне высохшей каплей.
Пасту готовят по мере надобности, она не хранится. При использовании нужно все время помешивать – серебрянка всплывает наверх. Наносят по контуру художественной кисточкой, набирая обильно, чтобы легла колбаской равной толщины, тут нужен хороший навык. Удобнее для новичка – малый кондитерский шприц-пистолет, но потом, даже после промывки, для использования по прямому назначению он непригоден.
Пошаговая инструкция по витражной росписи
Для росписи витражными красками по стеклу приведем в пример мастер-класс. Общий порядок работы включает следующие этапы:
Для начала следует обезжирить основу, на которую будет нанесен рисунок. Это необходимо для придания стойкости росписи и для более гладкого нанесения краски.
Подготовка стеклянной поверхности к нанесению витражных красок
Затем следует выполнить эскиз будущего шедевра. Для этого наложите на сухую поверхность контур композиции. Таким образом вы очертите границы отдельных зон, каждая из которых будет окрашена в свой цвет.
Трафаретное нанесение рисунка на емкость
Подготовив тем самым шаблон для композиции, можно приступать к нанесению краски. Не стоит огорчаться, если у вас не получится с первого раза сделать это аккуратно. Вы должны для начала привыкнуть и прочувствовать идеальную толщину слоя. Если нанесете краски слишком тонко, то велика вероятность появления разводов после высыхания рисунка, при этом оттенок поверхности будет неоднородным. Если же вы нанесете их слишком густо, то краски со смежных участков легко могут перемещаться. Понимание необходимой толщины слоя краски придет лишь с практикой, со временем.
Наносим рисунок контуром и подправляем неровности
Тонкой кистью аккуратно наносим краску
- После нанесения краски работа отнюдь не заканчивается. Теперь необходимо дождаться полной просушки «полотна». Для ускорения процесса можно воспользоваться феном. Однако профессионалы не рекомендуют такую просушку, поскольку она может привести к тому, что слой краски потрескается, а отдельные участки потемнеют. Так что если вы не хотите специально добиться таких эффектов, то от просушивания термическими средствами лучше отказаться.
- На завершающем этапе следует покрыть композицию лаком. Он придаст ей блеск и закрепит рисунок.
Готовая небольшая картина витражными красками на стекле
Как подбирать цвета для работы
Прежде всего, рекомендую ориентироваться на цветовой круг, законы сочетания цветов и тонов. Изучите базовые понятия – холодная/теплая гамма, контрастные цвета или родственные и тд. Очень хорошая книга по этой теме Иоханнеса Иттена “Искусство цвета”.
Попробуйте на черно-белом эскизе вашей будущей работы проработать оттенки просто цветными карандашами. Или можно подобрать витраж, картину похожие на то, что вы задумали и ориентируйтесь на него. Все придет с опытом, тренируйте насмотренность, отмечайте для себя удачные варианты у других мастеров и берите на заметку. Пробуйте и экспериментируйте.
Зная преимущества и особенности разных видов стекла, вы сможете не только получить опыт работы с разными материалами, но и составить свой личный список предпочтений. Обязательно сделайте набор образцов с отдельными фрагментами стекла и кратким описанием каждого вида (включая марку, цветовой код и место покупки). Так вы сможете быстро сориентироваться в испробованных разновидностях и подобрать для своей следующей работы самый подходящий материал.
Павел Союнен, ваш персональный инструктор по технике Тиффани.
Самоклеящаяся свинцовая лента — Decra Led,
При изготовлении ленты используются подобранные самым тщательным образом сплавы свинца с блестящей обработанной и необработанной поверхностью. При этом эластичность свинцовой жилы позволяет использовать ее в любых проектах. На сегодняшний день свинцовая лента выпускается шириной от 2 до 22 мм. Нижняя сторона свинцовой ленты покрыта высококачественным акриловым клеем, который обеспечивает надежную фиксацию с любым гладким, сухим и чистым стеклом. Лицевая сторона свинцовой жилы покрыта полимером разных цветов, который способен выдержать резкие перепады температур, а также характеризуется повышенной устойчивостью к воздействию повышенной влаги и ультрафиолетовых лучей.
Применение свинцовой ленты
Самоклеящаяся свинцовая лента Decra Led применяется для нанесения на поверхность стекла, зеркала, пластика. С помощью свинцовой ленты можно сделать витраж без необходимости резки стекла и спаивания соединений. Свинцовая лента идеально подходит для мебельных фасадов мебели, полотен шкафов-купе, дверных вставок, элементов потолка, оконных стеклопакетов.
Свинцовая лента нашла широкое применение при декоративном оформлении стеклянных поверхностей. С ее помощью можно изготовить пленочный или контурный витраж, в котором она имитирует металлический каркас; витражей. Оформленные свинцовой жилой стекла можно использовать в качестве остекления мебельных фасадов, окон, дверей, потолков, шкафов купе, межкомнатных перегородок, а так же художественных картин.
Что такое заливной витраж?
Заливной витраж – это метод декорирования стекла, пластика, зеркал или металла. Подойдет любая гладкая поверхность. При этом стекло или прозрачный пластик не утрачивают своих пропускающих способностей, однако солнечный свет, проникая в помещение, окрашивается в тон цветной заливке.
Рис. 2. пример заливного витража в интерьере квартиры
Заливной витраж – это способ создания красочного рисунка на стекле. На сегодняшний день эту методику чаще всего сравнивают с витражами Тиффани, чем с оригинальными изделиями. Определенные схожести есть с рисунком по стеклу, но методика изготовления делает изображение более долговечным.
Что такое витражная пленка?
Стекло – важный элемент интерьера, неотъемлемая часть окон, расположенных в каждой квартире. Часто стекло появляется в интерьере в качестве уникального декоративного элемента, конструкции в виде перегородок. Популярная тенденция последних лет – дверь, полностью выполненная из стекла, размещенная в обычных комнатах, ванных, туалетах. Если такие двери изготовлены не с матовым стеклом, они не обеспечивают полную интимность, поэтому располагаются только в интерьерах, в которых не принимают гостей.
Стекло обладает множеством преимуществ, поэтому весьма популярно. Несмотря на привлекательность, стекло имеет недостатки. К ним относится ограничение интимности интерьера, сложности поддержании идеально чистого состояния. Интересное, стильное решение проблемы –рисунок на стекле, нанесенный в виде специальной самоклеющейся пленки. Наклейка наносится на все окно, дверь, или охватывает только фрагмент.
Витражная декоративная пленка выглядит как настоящие витражи. Восторг вызывает красота цветов, которым придают жизнь лучи солнечного света. Витражное украшение окна поможет быстро преобразить интерьер без необходимости осуществления крупных затрат времени, денег, проведения масштабных ремонтных работ.
Область применения
Теперь витражи встречаются не только в церковных помещениях, но в квартирах и частных домах.
Композиции на основе ударостойкого стекла вставляют во входные двери. Также используют в межкомнатных дверях, но при этом главное, чтобы изображение везде было одинаково. Тогда интерьер будет выдержан в одном стиле.
В дизайне квартиры витражное стекло помещают в окна балконов, лоджий или на кухне. Часто используют в дверцах шкафов-купе и мебельных гарнитуров, что придает мебели антикварный шик.
Очень элегантно смотрится витражная композиция в раздвижных дверях гостиной или спальни.
Применяется при изготовлении предметов декора и осветительных приборов. Расписная посуда, абажуры ручной работы, стеклянные картины или панно с подсветкой пользуются особой популярностью.
Особую роскошь помещению придают витражные потолки. Они вошли в моду еще в конце 19 века, но были незаслуженно «забыты». И только несколько лет назад начали применяться вновь, но с применением новых технологий. Это так называемые легкие витражи на основе прочного акрилового пластика.
Технология создания пленочного витража
Рис. 11. укладывание свинцовой ленты
В первую очередь необходимо вымыть и высушить базу для фальшвитража, а также выбрать шаблон рисунка. Следующим этапом наносится контур. Не обязательно сразу наносит все окантовочные линии, часть из них будет проходить поверх витражной самоклейки. Однако свинцовая лента поможет обозначить основные зоны будущего рисунка.
Для закрепления по ленте необходимо провести резиновым катком. Эта процедура будет периодически повторяться в процессе работы. На концы ставится утяжелитель, чтобы контур не «поехал».
Дальше из цветных листов вырезаются детали. Они сбрызгиваются водой, чтобы легче прикрепиться к стеклу. После наложения каждого элемента по нему необходимо проехаться отжимом, чтобы убрать лишнюю воду и воздух.
Следующим этапом вновь приклеивается свинцовая лента. Она крепится поверх цветных деталей, придавая им объем и большую естественность. Свинец наносится с обеих сторон стекла, чтобы получилась максимально натуральная имитация традиционного витража.
В случае необходимости использования фацетов, они крепятся на клей. Надежный состав затвердеет примерно через 10-15 секунд, после чего снять бавелсы будет невозможно.
Витражи Тиффани своими руками
- На бумаге в 2–х экземплярах распечатывается рисунок (без мелких элементов).
- Один из них нарезается на фрагменты, их прикладывают к стеклу соответствующего цвета. При помощи стеклореза вырезают детали.
- Края элементов обрабатывают на станке, чтобы они стали ровными. Можно использовать для этого напильник, а затем наждачную бумагу.
- С боков детали заворачивают в фольгу, укладывают их по рисунку плотно друг к другу.
- Фольгу обрабатывают кислотой, затем швы спаивают.
- Работу моют, обрабатывают швы патиной и снова промывают.
- олово;
- цветное стекло;
- стеклорез;
- паяльник;
- щипцы, чтобы разламывать стекло;
- масло для стеклореза либо керосин или машинное;
- шлифовальная машинка;
- паяльный жир или флюс;
- медная фольга;
- патина — медная или черная;
- профиль из латуни П-образной формы;
- защитные очки;
- ножницы по металлу и обычные;
- пруток латунный;
- ватман;
- широкий скотч обычный и малярный;
- бумага;
- клей-карандаш;
- рейки деревянные 1х2 см;
- молоток;
- гвозди.
- Распечатайте представленное изображение кленового листа в 2–х экземплярах, один разрежьте на элементы, пронумеруйте их.
- Обклейте основной эскиз скотчем, чтобы его не испортила случайно попавшая вода.
- Положите эскиз на идеально ровную рабочую поверхность, приклейте его здесь по периметру малярным скотчем.
- Прибейте деревянные рейки по краям витража. Начинайте укладывать стекла с верхнего угла.
- Положите шаблон первого элемента к стеклу, вырежьте его стеклорезом. Режьте стеклорезом, не прерываясь — от одного края до другого. При этом режущий ролик нужно направлять так, чтобы тот находился перпендикулярно поверхности стекла.
- Обработайте края стеклянных деталей на шлифовальной машине, не забыв надеть очки.
- Затем обверните стеклянные заготовки медной фольгой, которая называется фолией. Чтобы она хорошо прилегала, вытрите стеклянные элементы тряпочкой, а если надо — то и обезжирьте их.
- При помощи шариковой ручки загладьте фолию со всех сторон.
- Приложите готовый элемент на свое место и зафиксируйте его, вбив по краям 3–4 гвоздя.
- Обработайте все швы флюсом, после чего их нужно пропаять. Для этого используйте олово (марка ПОС 61). Долго не держите паяльник в одной точке, так как тогда в этом месте можно перегреть стекло или фолию.
- Из П–образного профиля сделайте рамку, чтобы окаймить витраж Тиффани. Для этого нарежьте на отрезки, соответствующие длине сторон работы. Ее края вставьте в профиль, припаяйте к нему. Части соединения швов и профиля также припаиваются.
- Сполосните почти готовый витраж водой с моющим обезжиривающим средством для посуды.
- Когда работа высохнет, нанесите на швы патину.
- Осталось протереть витраж тиффани губкой, на которую нанесен небольшой слой моющего средства, предназначенного для стекол.