Почему раньше вешали ковры на стену?

Коллекция Отто Кребса

Поль Сезанн. Купальщицы – Эрмитаж

Среди трофейного искусства были и произведения импрессионистов. В своем доме под Веймаром предприниматель Отто Кребс собрал исключительную коллекцию Ван Гога, Сезанна, Гогена, Писсарро, Моне и других художников. Весной 1945-го в его особняке разместилась Советская военная администрация в Германии. Тогда-то наши солдаты и обнаружили в подвале специальное хранилище. Внутри их ожидал сюрприз: полная опись коллекции и сами шедевры, в полном соответствии со списком. 102 картины и 13 рисунков, восемь скульптур, дюжина фарфоровых изделий.

Эрмитажные сотрудники, получившие собрание Кребса, сразу поняли: перед ними не просто коллекция, а настоящий мини-музей, настолько превосходными были работы. С 1949 по 1996 год собрание находилось в запасниках Эрмитажа, далее его выставили здесь же в составе музейной коллекции.

Особенности использования ковра в каждой комнате

Ковер можно постелить под кроватью, так чтобы края выступали концы предмета интерьера. Так комната будет оформлена в восточном стиле. При оформлении гостиной винтажное изделие надо разделить на небольшие кусочки. Отрезанные элементы можно использовать в качестве накидок для диванов, кресла и стола. Также ковер рекомендуют разрезать на квадраты и расстелить на пол.

Для детской комнаты подходят старые ковры из натурального материала. Изделие необходимо разрезать на куски и постелить возле детской кроватки и в игровой зоне. Ребенок сможет играть и при этом не мерзнуть от холода. Из ковра также рекомендуют сделать декоративные элементы для украшения интерьера. Кусками от ковра украшают табуретки, стулья и кухонную мебель.

Используя нижеперечисленные советы, каждый человек сможет гармонично вписать в интерьер своего дома советский ковер:

  1. Ковры придают уют любой гостиной.
  2. Также ковры будут смотреться уютно и придают спальне особого тепла.
  3. На холодный кухонный пол можно постелить подстилку из старого коврика.
  4. Еще ковер можно повесить на стену.

Чтобы правильно использовать старый ковер нужно применить несколько рекомендаций:

  1. Не стоит бояться сочетать оттенки, материалы и разные стили. Так можно создавать самые разнообразные дизайнерские направления.
  2. Старые ковры не стоит выбрасывать. Они сохраняют в себе особую энергетику.
  3. Современная мода постоянно меняется и поэтому не стоит выбрасывать советские ковры и мебель.
  4. Для создания необычного интерьера стоит проявить фантазию. При желании можно отдать старые предметы на реставрацию.

Кроме жилы комнат ковер можно расстелить в ванной комнате. В прихожей под ковер стоит постелить силиконовую подложку. Так ноги не будут скользить. Старый ковер может поглощать лишний шум. Вместо подложки под коврик можно нанести силиконовый герметик.

Почему они так ценились?

У многих народов ковры с различными символами несут религиозный и энергетический подтекст. Особенно ими славится Турция – ковроткачество является древним ремеслом и играет важную роль в культурном наследии страны.

В Европе первые ковровые изделия стали появляться в XVI веке и позволить их себе могли только особы королевских кровей. А в России любовь к коврам возникла во времена Петра I, когда активно развивалась торговля с другими государствами.

В Советском Союзе качественный ковёр считался символом престижа. Изделия привозили из Азербайджана, Грузии и Туркменистана, за ними выстраивались очереди, их выписывали по блату и приобретали у перекупов – любовь к красивым полотнам в СССР трудно было переоценить.

«Богатство нашей родины»

Панно «Богатство нашей родины». РСФСР, Московская обл., г. Клин, 1939 г. Подарок И.В. Сталину от авторов — общественниц 12-ой галантерейной фабрики г. Клина. Х/б ткань, шелковая нить, лен, шелковый шнур; ткачество, шитье, вышивка ручная ковровая, 162 × 208 см

Когда-то через Клин проходил знаменитый ямщицкий тракт из Петербурга в Москву, но после запуска в 1851 году первой ветви Николаевской железной дороги ямские перевозки сократились и основой экономики города стало ручное ткачество (особенно лентоткацкая фабрика француза Людвига Бузона, основанная в 1878 году). Все изменилось в 1930-е, когда в городе открылись новые фабрики и школы, а население выросло почти в четыре раза (с 7400 человек в 1913 году до 29 300 в 1939-м).

Интерьер первых десятилетий существования союза

После революции «буржуйские» гнезда расселяли, бездельники и белогвардейцы «уплотнялись», в советских коммунальных квартирах упразднялись залы, столовые, гостиные. Новые власти оставляли кабинеты только тем, кому они нужны были для работы – врачам, профессуре, ответственным партийным работникам.

Аристократический паркетный пол, золоченые рамы, резные стулья соседствовали с деревенскими дорожками и табуретами. Новые хозяева быстро делали непригодными канализацию и водопровод. У входной двери было много кнопок с фамилиями, стены туалета украшали сиденья для унитаза, по количеству проживающих семей. Общая кухня убиралась по графику. Каждый из жильцов имел свои понятия о чистоте, поэтому места общего пользования изобиловали насекомыми, грибком, а пресловутый квартирный вопрос стал набирать силу именно тогда.

В начале ХХ века дизайн и архитектура подчиняются конструктивизму, диктующему революционную сдержанность, предельную рациональность, практичность в геометрии и цветах, но богатство и буйство внутреннего мира.

Появление и распространённость ковров

Ковёр как часть интерьера появился очень давно — его история измеряется тысячами лет. Первые подобные изделия относят к 16−11 вв. до н. э. Причём ковры были распространены всюду: от кочевых племён до знатных дворцов. Соответственно, отличалась и техника их изготовления, используемые материалы. Кочевые народы ткали ковры самостоятельно, и их функция заключалась в обогреве юрт, лёгких домов. С их помощью утепляли не только полы, но и стены, двери. Для богатых домов эти изделия создавались искусными мастерами. Оценивались они значительно дороже. В целом ковры считались предметами искусства и символом достатка, так как их изготовление вручную требовало существенных затрат по времени и усилий.Самым древним из сохранившихся ворсовых ковров является экспонат, датируемый 5 веком до н. э. Пазырыкский ковёр, найденный в одноимённом кургане на Алтае, теперь выставлен в Эрмитаже. Точное место его изготовления до сих пор не установлено. Фото: «Как и Почему»В русском языке слово «ковёр» позаимствовано из тюркского. Самые ранние упоминания встречаются в «Повести временных лет». Распространение ковров связывают в первую очередь с восточными странами — в частности с Персией, которая длительное время не имела конкурентов в этой сфере. Пока не появились новые виды красителей. Тогда производство ковров начало развиваться в Турции, Китае, потом и в Европе.

Считается, что в Российской империи они обрели популярность за счёт восточных традиций. Свидетельством того, что ковры вешали на стены ещё в 19-м веке, являются произведения знаменитых русских поэтов — Пушкина и Лермонтова, а также картины художников. Они описывали и изображали быт русских офицеров, дворян, помещиков.

Как и где вешали ковры во времена СССР

На стену крепили только прямоугольные ковры. Покрытия овальной и круглой формы хуже справлялись с практическими целями. Обычно коврики вешали в следующих местах:

  • В спальне и детских комнатах (над кроватью). Часто кровати всех членов семьи размещались в единственном помещении. Над каждой из них вешали ковровое покрытие. Это делалось с практической целью — чтобы было тепло спать.
  • В зале (над диваном, над креслами). Отдыхать тоже уютнее в теплом уголке. В этом помещении также можно было продемонстрировать достаток хозяев квартиры.
  • В террасе (над кроватной зоной). Терраса обычно использовалась для летнего сна. Несмотря на теплую погоду, комфортнее было прислоняться не к голой стене, а к мягкому покрытию.

Ковровые изделия в деревянных домах вешали с помощью гвоздей. Их вбивали по прямой линии на расстоянии 10-15 мм, оставляя верхнюю часть гвоздика над поверхностью. Затем к ковровому покрытию пришивали небольшие, но крепкие петельки — по одной на каждый гвоздик – на них держался ковер.

К бетонной поверхности изделия прикрепляли с помощью деревянных дюбелей, которые вставляли в просверленные отверстия. В дюбели из дерева вкручивали шурупы. Впоследствии к покрытию также пришивали петельки, которые накидывались на шляпки крепежей. Иногда вместо петелек пришивали металлические кольца. Чтобы замаскировать шурупы, кольца размещали в верхней части изнаночной стороны коврового полотна.

Можно ли применять подобные ковры в сегодняшнем дизайне?

У большинства еще на дачном участке или в подсобке пылится старый ковер, который можно также применять.

В интерьере нашего времени настенный декор можно применять как напольный палас

Для современных направлений стиля данный декоративный элемент неуместен. Однако если вы ни с того ни с сего думаете скорректировать стиль квартиры или дома, то ретро-ковер используем в следующих направлениях стиля:

  • кантри;
  • винтаж.

Навесить палас с животными можно в охотничьем домике. Там он окажется к месту.

Применение в комнате ребёнка тоже возможно. Деток порадуют красивые рисунки медведей, тигров, оленей и остальных видов животных.

Кантри и винтаж – направления традиционного стилевого направления. Однако использование настенным рисункам оленей можно найти и в иных веяниях – этнических.

Олень – млекопитающее животное, которое водится в бескрайнем севере, встречается в Скандинавии. Потому для скандинавского стиля этно он окажется очень к слову. Назвать этот стиль традиционным для нас нельзя, это все же нововведение последнего времени.

Для оформления помещений в нордическом стиле подойдёт ковер с рисунками голубого, синего. зеленого, белого цвета. Данные оттенки перекликаются с компонентами природы и этноса Скандинавии: зеленые бескрайние хвойные леса и светлые синие озера и моря на белых просторах под голубым небом.

Для рустикального стиля свойственно применение на полу ковров из шкур животных, немалое количество каменных покрытий и дерева. Вольется в интерьер подобного помещения и покрытие с рисунком животных.

Откуда пошла традиция вешать ковёр на стену?

Родоначальником подобной традиции стал Пётр 1. Из своей поездки в Иран он привёз несколько персидских ковров, которые и повесил на стенку. Знатные бояре последовали его примеру. Но повесить ковёр на стенку в то время могли только очень богатые люди — из-за несусветной стоимости персидских и среднеазиатских ковров ручной работы. То есть ковёр на стене был безусловным показателем богатства.

После революции купить ковёр, могли себе позволить и простые труженики. Вот только класть его на пол жалели — как по такому добру ходить. Потому и вешали на стенку — на ней он куда лучше сохранялся, да и гости могли рассмотреть ковёр во всех подробностях. Кстати, в СССР хороший шерстяной ковёр с немалой долей ручного труда мог стоить до 800 рублей, притом что средняя зарплата была 120–150 рублей. Лишь передовики и шахтёры получали 300. То есть на ковёр нужно было копить несколько лет — как такое добро класть на пол и ходить по нему? Только на стенку — пусть гости завидуют.

Да и просто купить было невозможно из-за тотального дефицита. Ковёр нужно было достать, заранее записаться в магазин, периодически отмечаться. Или иметь доступ к людям, распоряжающимся таким дефицитом, и покупать уже «по блату» с приличной переплатой или бакшишем тому, кто этот блат обеспечивает. Особенно круто считалось подарить дорогой ковёр молодожёнам. Сделавшему такой подарок всеобщее уважение было обеспечено.

Откуда взялась эта традиция?

Корни этого явления уходят в традиции кочевых племён Востока. Они возводили на скорую руку шатры и утепляли стены и пол коврами для минимального уюта. Вместо дверей также использовались тяжёлые шерстяные полотна. Орнаменты ковров имели мистическое и религиозное значение и оберегали жилище не только от сквозняков, но и от дурных сил. Сейчас традиция завешивания дома коврами в полном или частичном виде осталась у жителей Передней и Средней Азии. Именно там первыми начали вешать поверх ковров трофеи, оружие и экзотические сувениры.

Не стоит забывать и то, что на Западе ещё в X веке украшали стены крепостей шкурами и тонкими ткаными коврами – гобеленами. Цели были те же – удержать тепло в помещении и украсить его. Персидские и турецкие ковры в Западной Европе появились около XIII века. Толстые, тёплые, с невероятно яркими и причудливыми орнаментами они быстро стали атрибутами роскоши и хорошего вкуса.

В Россию восточные ковры попали в XVI веке, но популярными стали благодаря Петру I. Причины те же – тепло и красиво. Настоящая ковровая мода началась в XIX веке. В те времена каждый уважающий себя аристократ должен был хотя бы одну комнату оформить в восточном стиле. Коврами из Ирана, Турции, Азербайджана или Кавказа завешивались все стены или, как вариант, покупался только один, но очень искусный и дорогой. Вокруг него и строился весь интерьер комнаты. Самые богатые дворяне и помещики вешали на ковёр две янычарские сабли и коллекцию ружей.

В советское время настоящие ковры всё также оставались дефицитной, а значит и статусной вещью. За ними нужно было «охотиться» и тратить несколько месячных зарплат. Не стоит забывать про тонкие стены хрущёвок и бедный выбор строительных материалов. Плотный толстый ковёр был одним из немногих вариантов сделать квартиры уютными и приватными.

Кто и зачем придумал развешивать ковры на стенах

Сейчас в строительных магазинах великое множество утеплителей на любой кошелёк, поэтому практическое применение ковров уже не особенно актуально. Вешать или не вешать – вопрос вкусовщины. Я думаю, тонкий ковёр с современным абстрактным рисунком может хорошо смотреться в современных квартирах с лёгкой мебелью и небольшим количеством декора.

Кто и зачем придумал развешивать ковры на стенах

А какие чувства вызывает у вас ковёр на стене?

p.s.:Мой Домикстарается дать вам самую важную, полезную информацию.Подписывайтесь на каналвпереди много полезной и интересной информации!

В современном интерьере

Сегодня ковры уже не являются символом престижа, к тому же нынешнее поколение не испытывает столь сильной потребности в демонстрации своего благосостояния. Главная задача современного интерьера – отразить характер своего владельца, оставшись функциональным и гармоничным. Именно поэтому качественные и отлично сохранившиеся советские изделия снимают со стен, относят в химчистку и кладут на пол.

Ковры великолепно смотрятся в скандинавском стиле, эклектике и даже лофте. Но мода циклична, поэтому всё большую популярность приобретают и настенные ковры – правда, не советские, а дизайнерские или в виде гобеленов.

В Советском Союзе красочные тканые полотна, размещённые на стене, стали настоящим символом эпохи. Как видим, существовало множество весомых причин, чтобы располагать их столь нетрадиционным способом.

Выкручивались, как могли?

До начала шестидесятых в Союзе не было массового производства мебели (в нашем понимании): из листов ДСП не резали типовые тумбочки, полки, шкафы и прочее. Мебелью в те времена занимались небольшие предприятия, а еще артели. Изготавливали такую мебель обычно из массива недорогого дерева (сосновый клееный щит), простых досок и фанеры (последняя могла быть обычной или шпонированной).

На фото ниже – пример обычной кухни 1950-х. Популярностью тогда пользовались деревянные буфеты и шкафчики, крашенные белой краской. Буфеты использовали, чтобы хранить и готовить пищу, в застекленном верхнем шкафу хранилась посуда, в нижнем – кастрюли и всякое сыпучее. На столешнице буфета могли, к примеру, нарезать продукты.

Обычная кухня пятидесятых годов

Рассмотрим еще один пример того, как выглядели советские кухни до шестидесятых годов. Понятия «стили интерьера» для тогдашних людей не существовало, они обставляли жилища, чем придется. Нередко в кухнях встречалась дореволюционная мебель, в особенности – разного рода буфеты и шкафы. Изготавливали их из качественного дерева, потому служили они долго, избавлялись от них только при переезде в малогабаритные «хрущевки».

Часто в кухнях встречалась дореволюционная мебель

Что касается жилых комнат, то они в те времена также не выглядели презентабельно. Фотография ниже – яркий пример традиционного интерьера тех лет: дешевая «артельная» мебель (см. табуретки), витиеватые предметы дореволюционных времен, книжные полки, сделанные своими руками. Размещали мебель обычно по периметру помещения, в центре находился разве что стол.

Мебель обычно размещалась по периметру комнаты

Богатый (по меркам СССР, конечно) интерьер мог выглядеть примерно так. Фотография ниже демонстрирует дорогостоящую (опять же, по меркам тех лет) мебель из шпонированного масива, выполненную в стиле арт-деко. Далеко не каждый товарищ мог позволить себе подобный гарнитур!

Пример богатого советского интерьера

Откуда взялись ковровые рисунки и каково их значение?

В СССР достать ковер было сложно / Фото: zavodfoto.mirtesen.ru

Основная масса советских людей приобретала ковровые изделия, которые поступали в продажу в магазины. За ними «охотились». Разбирались даже недорогие синтетические изделия. Достать в то время хоть какой-то вариант было достаточно проблематично. Но некоторым гражданам предоставлялись привилегии. В их распоряжении был даже специальный каталог. В нем можно было выбрать и заказать изделие, сделанное мастерами из советских республик вручную, а также приобрести ковер в других странах.

Ковер «Казах» из каталога Внешпосылторга / Фото: zavodfoto.mirtesen.ru

Выпустила каталог организация Внешпосылторг. Делать здесь заказы можно было только за чеки (форма оплаты специалистам, которые работали за границей). В каталоге была опубликована внушительная подборка ковровых орнаментов, их наименование Указывалась и страна, где изделие произведено.

Таким образом, у наших соотечественников была возможность подобрать из Азербайджана ковры с такими названиями, как «Карабах», «Казах», «Куба». Если больше привлекали заграничные изделия, предоставлялась возможность приобрести изделие из ГДР или Болгарии.

Ковер из ГДР / Фото: humus.livejournal.com

Предлагались модели машинной и ручной работы, на выбор. Конечно, лишь немногие имели возможность порадовать себя такой покупкой. У простых советских граждан отсутствовал доступ к этому каталогу, поэтому они покупали то, что попадалось. Естественно, никто даже не задумывался, что там за рисунок, имеет ли он какое-то значение или нет. В каталоге же потребителям предлагалось маленькое описание, из которого можно было понять, откуда взялись именно эти рисунки и что они символизируют.

Ковер из Армении / Фото: liveinternet.ru

Например, если взять описание ковров, сотканных в Армении, то там сказано, что изделия «Иджеван» и «Ереван» созданы в результате тщательного изучения армянских традиционных миниатюр. Основным мотивом здесь выступает цветок лотоса. На лепестках растения изображались стилизованные стебли и бутоны, и даже животные.

Туркменские ковры украшались ромбами / Фото: zavodfoto.mirtesen.ru

По-другому дела обстояли с туркменскими ковровыми изделиями. Они украшались разными ромбами с интересным названием «гель». Делаем вывод, что все без исключения изображения являлись традиционными. Они не были придуманы дизайнерами в Советском Союзе. Единственное, что могло быть, это взятые за основу рисунки и орнаменты слегка дополнялись, обрабатывались и видоизменялись.

Ковры СССР / Фото: yandex.ua

Национальные орнаменты лежали в основе не только ковров, сделанных вручную, но и машинных моделей. Поэтому «послание» получали даже те советские граждане, у которых был ненатуральный, искусственный вариант.

Существовали и другие рисунки со своим скрытым смыслом, активно используемые в коврах времен СССР. Нередко по центру размещался так называемый «медальон», символизирующий солнце.

Это интересно! Кстати, мотив с самого начала был иранским. В Советском Союзе его просто взяли, как и многие другие, на вооружение.

На ковре можно было рассмотреть растения и животных / Фото: yandex.ua

Зачем нужны настенные ковры в современном интерьере

Ковры добавляют комнате уюта и служат её украшением. Мода на ковры переменчива. В старину они подчёркивали богатый интерьер дома и высокий статус его хозяина. Также они выполняли ещё одну практичную функцию – утепляли стены.

«Тёплый» ковёр на стенеИсточник mykaleidoscope.ru

Затем на смену дорогому декору пришёл минимализм, и долгое время ковров в комнатах не было. Сегодня мода на эти изделия заставила пересмотреть их роль в интерьере

Теперь они наравне с произведениями искусства должны привлекать к себе внимание, выполняя роль центра композиции

Гобелен в раме украшает комнату, оформленную в классическом стилеИсточник topdom.ru

«Большая химия»

Ковер «Большая Химия». РСФСР, Московская область, г. Люберцы, 1968 г. Московское производственное ковровое объединение. Люберецкий ковровый комбинат. Автор Шестакова Л.Д. Шерстяные нити; ткачество машинное ворсовое; 176 × 96 см

«Большая химия СССР» — так полуофициально назывался в Советском Союзе грандиозный по масштабам долгосрочный (1958–1980 годы) народнохозяйственный проект создания инновационной химической индустрии. Забавно, но развитие индустрии синтетических волокон в рамках этой программы позволило в том числе открыть или перевооружить множество ковровых комбинатов по всему Советскому Союзу.

Что сделать с устаревшими коврами?

Если вам уже надоели эти картинки с животными и хочется от них избавиться, то не стоит их выкидывать.

Ковер можно настелить на пол или применять для других целей

Если рисунок еще красочен, а материал не очень износился, то он может применяться как привлекательный материал для декоративных чехлов подушек. Сделать это просто.

  • Подобрать подушку, для которой будет делаться чехол.
  • Подчеркнуть на ковре участки по размеру подушки, которые будут применены. Намного лучше, чтобы рисунок с животным оказался точно в середине. При этом необходимо применять рисунки, подходящие по масштабу.
  • Вырезать две части наволочки и прострочить на швейной машинке с 3-х сторон.
  • Четвертую сторону, через какую чехол одевается на подушку, можно выполнить с резинкой. Для этого необходимо найти привлекательный джут-резинку, такую, как на одеждах самых новых моделей. Вывернуть наволочку наизнанку, согнуть по краешкам и прострочить.
  • Как только контур для резинки шнура готов, его протягивают, применяя булавку.

это примитивный метод использования для устаревших советских ковров. Причем украшать такими чехлами возможно не только традиционные направления стиля интерьера.

Заинтересовались украшением подушек? На видео показано, как это можно выполнить иным вариантом.

Если же ковер сильно износился, то из него можно выполнить коврик от грязи. Для этого берется старое прорезиненное ковролин-покрытие и делается двухслойное изделие с резиной основой и поверхностью из рисунков с животными.

Внимание! Аналогичное использование допустимо, только если ковер из синтетики. Настоящие, а именно, шерстяные покрытия быстро придут в негодность под влиянием влаги и грязи

Изображение оленей – то, что большинство людей видели ежедневно перед тем как ложиться спать

Ковер в советском союзе произвел «бум». Многие стояли в очередях, чтобы приобрести к себе в жилую площадь привлекательный и практичный палас или покрытие на поверхность стены. Но время нещадно, и сейчас эти решения уже не в моде.

Создание уюта

Настенный ковёр удивительным образом преображал комнату. Рассматривать мягкое и красивое полотно с растительным орнаментом было гораздо приятнее, чем пустые стены. А поскольку оно чаще всего вешалось возле кровати или дивана, большинство советских детей с удовольствием засыпали за разглядыванием замысловатых узоров и до сих пор вспоминают это с чувством ностальгии.

Настенные ковры обладали высочайшим качеством: сделанные из натуральной шерсти, они не выцветали и не стаптывались благодаря своему особому местоположению. Правда, изделия накапливали пыль и требовали периодической чистки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий