Живопись по штукатурке: лучшие средневековые традиции в условиях современного мира

Выбор материала

Грамотно выбранный материал всегда является залогом качественного воплощения творческой задумки в жизнь.

  1. Настенную живопись лучше всего исполнять при помощи красок на минеральной основе: восковых, известковых или масляных.
  2. В современном ассортименте также представлены удачные аналоги на базе масляной эмульсии или ПВА, отличающиеся своей стойкостью и быстротой высыхания. Данные материалы также способствуют образованию со временем надежного слоя, защищающего поверхность от солнечного воздействия и повреждений от влаги.
  3. Для удобства мастеров на рынке появились специальные покрывающие материалы, которые дают эффект перламутра или свечения в темноте, имитируют паутину или создают «искусственные трещины».
  4. Живопись рекомендуется закрепить на поверхности защитным воском или лаком, которые способствуют качественному завершению образа и помогают дольше сохранить искусство в домашних условиях.

Подготовка поверхности стены

К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.

Таблица. Этапы подготовки основания

Наименование операцииОсобенности и порядок выполнения

Удаление старого слоя штукатурки

Выполняется лишь в тех случаях, когда стены уже отделаны по современной технологии. Как мы уже упоминали, здание должно быть только из полнотелого красного кирпича, другие варианты в принципе не могут рассматриваться. Старая штукатурка удаляется во всех случаях, не имеет значения, хорошо она держится или нет. Причина – для живописи по сырой штукатурке есть жесткие требования, она не может иметь в своем составе цемент. В те далекие времена этот строительный материал известен не был, а все современные смеси изготавливаются с его использованием. Цементные покрытия не имеют тех физических характеристик, которые требуются для фресок. Для оштукатуривания готовятся специальные составы, о них мы подробнее расскажем в статье немного ниже.

Подготовка поверхности к оштукатуриванию

Надо принимать все меры для увеличения прочности сцепления штукатурки. Поверхности не только очищаются от пыли и грязи, но и сильно увлажняются. Если кладка гладкая, то делаются насечки. Стены надо выровнять, перепад поверхностей по неровностям не может превышать одного сантиметра, а общая толщина всех слоев покрытия в пределах 2–4 см. Нарушение этого требования приводит к тому, что краска неравномерно проникает в штукатурку, а это становится причиной неконтролируемого изменения оттенков после высыхания.

Оштукатуривание

Никакие грунтовки перед началом работ не используются, это грубое нарушение технологии, оказывающее крайне негативное влияние на конечный результат и долговечность фрески. Штукатурка наносится в несколько слоев, перерыв между ними может достигать 10–14 дней. Конечное решение принимается опытным мастером в зависимости от фактических условий и состояния покрытия.

Финишное покрытие

Чаще всего это делают сами художники перед нанесением рисунка. Финишное покрытие выполняется только раствором качественной специально подготовленной извести.

Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.

Подготовка раствора

Долговечность фресок объясняется двумя секретами древнейшей известной живописной техники: специальным раствором для оштукатуривания и уникальным составом используемых красок. А от таланта художника зависит художественная часть работы. Какие компоненты должны быть в штукатурном слое?

Известь многолетнего гашения. К ней выдвигаются очень жесткие требования, для наиболее ответственных фресок специально покупают австрийскую известь десятилетнего гашения. Отечественные материалы по качеству не подходят. Известь имеет не только неплохие показатели адгезии с кирпичными стенами, этот материал обладает антибактериальными свойствами. Именно этим объясняется отсутствие на старинных фресках лишайников и мха, поверхности таких стен угнетают размножение все микроорганизмов.

Промытый речной кварцевый песок средней фракции. Это основной наполнитель штукатурного раствора. Наличие в нем глины категорически не допускается, она не только уменьшает прочность сцепления, но и становится причиной появления микротрещин, которые с течением времени увеличивают свои размеры и повреждают поверхность рисунка.

Крошка красного кирпича

Кирпич впитывает влагу и длительный период времени удерживает ее, что очень важно для живописцев. За счет этого несколько увеличивается ограниченное время нанесения красок на поверхность, штукатурка остается сырой, но твердой

Пенька

Давний аналог современных армирующих добавок, кроме того, пенька также долго удерживает влагу – улучшаются условия нанесения живописи на стены.

Толченый уголь. Современные ученые пока не могут объяснить влияние этого компонента, но мастера его используют – так рекомендуется в старинных рецептах.

Сущность росписи

В древние времена из-за быстрого подсыхания штукатурки художникам приходилось действовать очень быстро, а сегодня такая роспись допускает вдумчивость и неспешность.

Теперь совсем не требуется придавать стене узор «на глаз», так как вы можете не торопясь придумать рисунок, изобразив его на бумаге, а после перенести уже на стену.

Каким же образом? Для этого потребуется разрезать рисунок на отдельные части, одинаковые по размерам подготавливаемого для работы участка на один сеанс живописи. Далее вы переносите контур эскиза на только нанесенную штукатурку при помощи иглы методом выдавливания.

Есть второй способ перенесения рисунка на стену, используя методику припорашивания: прокалываете иголкой дырочки по контурам рисунка, при этом остаются следы на свежей штукатурке. Если хотите, чтобы основа для нанесения изображения была белой, как лист бумаги, можете нанести немного разбавленного известкового раствора на чистовой грунт.

Живопись по сырой штукатурке, фото

Когда вы нанесли контур рисунка на чистовой участок, начинайте работу мягкой кистью, слегка прижимая ворс, чтобы не повредить тонкий штукатурный слой.

Если пережмете кисть, существует вероятность того, что некоторая часть извести поднимется и перемешается с краской, которая, высохнув, побелеет.

Но и толстый слой краски совсем недопустим, так как она не сможет впитаться в штукатурку и потом, после полного высыхания, обязательно осыплется и растечется. Так что запомните все эти моменты и повнимательнее следите за процессом работы.

Приемы

Роль фресковой живописи и иконописи в Средневековье, как уже говорилось, была достаточно велика. И еще в период процветания романского стиля у мастеров появился новый прием – они попробовали накладывать краски поверх не высохшей еще штукатурки. Требовалось работать очень быстро, однако фрески и иконы, написанные таким образом, долгое время оставались неповрежденными и выглядели очень ярко.

Чуть позже стали разрабатывать и перспективу – под влиянием возникшей необходимости реальной передачи вещей и объемов . В течение долгих лет мастера обучались этой технике, которая более-менее сложилась к эпохе господства готического стиля.

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

Фресковая живопись

Фрески пользовались огромной популярностью в Италии, как уже говорилось, во времена Джотто. Но распространены они были и в других странах, и в другие периоды. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». В современном мире принято считать фресками любую настенную живопись, на самом деле это далеко не так. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки

Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того, их работа затягивалась на определенное время, потому что важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Благодаря появлению и развитию фресковой живописи мы имеем возможность любоваться сегодня многими шедеврами – широко известна, например, роспись Сикстинской капеллы

Благодаря появлению и развитию фресковой живописи мы имеем возможность любоваться сегодня многими шедеврами – широко известна, например, роспись Сикстинской капеллы.

Виды и техники росписи

Изображения на стенах современных строений могут выглядеть очень изысканно. Они довольно необычны и достаточно ярко выглядят. Роспись стен по сырой штукатурке требует от художника особого мастерства. Он должен прекрасно знать особенности материала, который способен впитывать в себя разные красящие составы.

Чтобы роспись по штукатурке не побледнела, нужно подобрать краски и хорошо подготовить стену. В наше время мастера часто используют подобную живопись на внутренних стенах кухни и других помещений в квартире. В результате жилище приобретает совершенно новый стиль, становится более уютным и необычным.

Рисунки на сырой штукатурке выполнялись еще в Древнем Риме. Они наносились не только на стены, но и на потолок сооружений. Выполнялась работа как на сухой, так и на сырой поверхности. Техника росписи сухой поверхности своими руками называется альсекко. Настенная живопись такого рода выполняется красками, которые замешиваются на воде, на основе клея, на сырых куриных яйцах. Расписывать стены можно снаружи и изнутри зданий. Техника альсекко появилась значительно позднее фрески. И выглядит она более ярко, долго сохраняет свои цвета.

Живопись водяными красками по сырой штукатурке большой расцвет имела в эпоху Возрождения. На стену наносились сначала светлые тона, потом шли более темные оттенки, последними накладывались самые насыщенные цвета. Покрытие готовится под рисунок особым образом. Для этого используется известь с кирпичной крошкой, которая способна долго держать воду. Вместе с этими компонентами в штукатурный раствор добавляются нити льна или измельченная пенька. Процесс подготовки выглядит так:

  • на стене создаются неровности;
  • старое покрытие чистится и грунтуется;
  • наносится минимум 3 новых слоя штукатурки;
  • наносится рисунок.

Неровности делаются специально для лучшего сцепления штукатурного раствора с поверхностью стены. Это можно выполнить с помощью перфоратора. Насечки наносятся глубиной до 8 мм. Их количество на 1 м² может достигать 120 шт. Рисунок, выполненный на бумаге, художник разрезает на фрагменты и переносит их на стену. Чаще всего для отбеливания фона используется известь. После этого каждый фрагмент рисунка заполняется нужным цветом.

Росписи на сырой штукатурке называются фресками. Обрабатывать стену нужно довольно быстро, пока покрытие еще сырое. Именно по этой причине делается рисунок на бумаге в натуральную величину. При нанесении красок, замешанных на извести, следует помнить о том, что живопись по штукатурке светлеет при высыхании. Правильно нанесенная фреска способна радовать хозяев жилья долгие годы.

Техника настенной живописи красками по сырой штукатурке

Сегодня роспись по сырой штукатурке пользуется популярностью везде. Очень часто ее можно увидеть в публичных местах, например, в кафе, ресторанах. Кому-то нравится оформлять ею свое рабочее помещение.

Но, конечно, и в квартирах фрески входят в интерьер, украшая одну главную стену, но создавая общий вид для всей комнаты. Но как же выполняется живопись по мокрой штукатурке?

То, что продается в декоративных лавочках — печать. Настенная штукатурка мочится и мастер, не дожидаясь ее высыхания, начинает наносить на нее рисунок-картину, чтобы краски сами собой расплывались, давали очень легкий, пастельный оттенок.

Но цвета накладываются в определенном порядке, чтобы оттенок в будущем хорошо лег.

Сначала наносится светлый тон (бежевый, светло-розовый), служащий приятной основой для глаз. Следом идут более темные цвета и яркие акценты.

Недостатки росписи стенной живописи по сырой штукатурке

Конкретных недостатков у фрески, которые будут связаны с быстрой порчей, смазыванием или отколупывающимися кусочками декоративной извести от стенки — нет.

Из конкретных минусов можно назвать долгое выполнение самой работы, хотя по сравнению с альсекко она выполняется быстрее и вообще рисовать по сырому холсту всегда легче, линии получаются более уверенные и видимые глазу.

Стенная живопись по сырой штукатурке — дорогое удовольствие. Заказать ее у мастера — не дешево, но оно того стоит.

Картины получаются уникальные, т.к. рисуются вручную, без всяких современных технологий, только карандаш и краски с кисточкой.

Сложность работы исключает то, чтобы за нее брался не профессионал или новичок.

Но для тех людей, кому нечего терять, разрисовывая старую стенку — можно попробовать, потренироваться.

Но техника росписи по сырому полотну действительно в конце получается очень красивой и яркой. 

Как подготовить поверхность стены к работе художника

Подготовка настенного полотна для рисования должна осуществляться на последнем этапе ремонта, если вы его делаете, и когда все пыльные работы остались позади.

Важную роль играет состав штукатурной массы, на которую будет наноситься картина.

Она должна быть изготовлена из высококачественной извести, которая прекрасна будет гаситься, т.е. застывать во взаимодействии с водой. Так краски не потекут.

Также в составе должна присутствовать кирпичная крошка. Она поможет долгое время удерживать воду, не давая ей высыхать.

Какой должна быть сама стена? Здесь вы уже сами решаете. Кто-то предпочитает рисовать на абсолютно ровной поверхности, без единого углубления или неровностей.

Все печатные фрески, продающиеся в магазинах, делаются на полимерной штукатурке.

Вы же будете рисовать на известковой, которая долго сохнет и имеет отличную адгезию (сцепление) с водой — в этом и есть ее смысл. Пока она сохнет — вы ее будете разрисовывать.

Тот, кто решил изобразить композицию на голом кирпиче, обязательно должен промазать стыки между строительным материалом, иначе в будущем краски просто потрескаются и опадут.

А кто-то специально формирует с помощью декоративки небольшие неровности, обуславливая это хорошей адгезией рабочего материала с водой.

К тому же, работа на стене будет выглядеть более объемной. 

Перед тем, как сделать первые мазки — полотно несколько раз увлажняется, ведь вся техника заключается в нанесении краски на сырую штукатурку.

Иногда для полного промокания требуется нанести 3 слоя водяного раствора.

Пока стенное полотно сырое, краска будет становиться с ним единым целым, что в конечном счете повлияет на ее долговечность.

Именно благодаря этому такой вид живописи сохранился по всему миру.

Если штукатурная известь начала подсыхать во время нанесения — берется губка с водой (или спрей) и поверхность смачивается несколько раз. Главное — не задеть уже прорисованные места, чтобы палитра не потекла.

Известковая штукатурная смесь имеет приятный светло-бежевый оттенок.

Поэтому все светлые части рисунка просто остаются незакрашенными.

После конца в работе, прорисовки каждой части, растяжки цвета — художники переходят к нанесению защитного покрытия.

К этому этапу нужно относиться серьезно. Покрывается она натуральным пчелиным воском или финиш лаком для декоративки.

Но с лаком работать сложнее. Из-за неопытности свою картину можно просто испортить, т.к. бывают типы лаков, которые просто белят поверхность.

В самом конце работы нанесенный портрет (картина) посветлеет, это связано с высыханием воды и из-за извести в составе декоративки.

Роспись стен в интерьере

Для себя я нашла решение: начала делать многое своими руками. Находясь в поиске оригинальных идей, я наткнулась на интересные варианты росписи стен.

Кроме декоративного значения, роспись стен может решить и чисто практические задачи. Варьируя различные цветовые решения, используя декоративные покрытия, размещая по-разному элементы декора, можно скрыть некоторые небольшие дефекты поверхности. С помощью минимальных финансовых вложений можно даже отсрочить косметический ремонт.

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя 37 потрясающих вариантов росписи стен. Смотри и вдохновляйся!

  1. Рассматривая этот вариант, мне уже хочется включиться в работу и сделать нечто подобное у себя в спальне!
  2. Для любителей эзотерики и йоги — вот такой интересный вариант росписи дверей.
  3. Хочешь придать выразительности своей кухне? Возьми на вооружение эту цветочную идею.
  4. Какой прелестный мотив с парой очаровательных птиц!
  5. А этот вариант придется по душе любителям графики. Стильный коридор!
  6. Для создания такой росписи тебе понадобятся шаблоны и несколько оттенков зеленой краски. Шаблоны можно приобрести в художественных магазинах или изготовить самой.
  7. А такой мотив совсем прост в исполнении. Используя несколько оттенков краски и вдохновение, можно создать великолепную роспись!
  8. Эта роспись напоминает мне мое детство. И то, как я рисовала синей ручкой в тетради в клеточку во время нелюбимых школьных уроков.
  9. Акварельное великолепие. Смотрю и любуюсь!
  10. Очень стильно, не правда ли?
  11. И вот он, мой фаворит! Тонко, изящно и со вкусом.
  12. Неожиданное решение! Ванная комната в стиле сафари. Определенно что-то в этом есть!
  13. Эта роспись мне напоминает очень красивые и стильные обои.
  14. Как видишь, с помощью художественной росписи стен можно получить просто потрясающий результат!
  15. Немножко фантазии, чувства юмора и творческого вдохновения — и, зайдя в помещение, невозможно будет сдержать улыбку. Ты сама формируешь свое окружение и настроение!
  16. Яркий и стильный вариант!
  17. И опять интересное решение для любителей графики.
  18. Ах, эти великолепные орхидеи! Я уже вдохновилась!
  19. Как же здорово! Уже хочу себе такую же роспись!

Декорирование стен своими руками — занятие, полезное не только для украшения интерьера, но и для развития творческих способностей. Оно помогает забыть о бытовых проблемах и обрести внутреннюю гармонию. А если заниматься декором стен совместно с другими членами семьи, то это поможет сплотить вас еще больше.

Надеюсь, эта подборка воодушевила тебя на создание своих неповторимых и уникальных настенных шедевров. Желаю тебе побольше вдохновения и творческих успехов!

Если тебе понравились эти креативные варианты декора, поделись ими со своими друзьями и знакомыми.

Анастасия Давиденко Настя занимается йогой и обожает путешествия. Мода, архитектура и всё прекрасное — вот к чему стремится сердце девушки! Анастасия занимается дизайном интерьеров, а также делает неповторимые украшения с цветочной тематикой. Мечтает пожить во Франции, учит язык и живо интересуется культурой этой страны. Считает, что человеку нужно всю жизнь учиться чему-то новому. Любимая книга Анастасии — «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт.

Рисование картины

Шаг 1. Подготовка эскиза. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, делается только контур предметов и людей.

Вариант эскиза для фрески

Шаг 2. Перенос эскиза. Вначале размечается площадь и определяется масштаб переноса. Наносятся главные точки привязки, по ним делается первичная вырисовка. Если изображение небольших размеров, то эскиз переносится методом перекалывания: бумага прикладывается к поверхности стены, метки делаются острым кончиком карандаша.

При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции

Шаг 3. Консервация рисунка. После переноса делается так называемый процесс консервации состояния поверхности стены. Фреска полностью закрывается тонкой технической пленкой, она отлично приклеивается к свежей побелке. Воздушные пузырьки удаляются губкой или валиками, за счет чего обеспечивается плотное примыкание. Такой метод позволяет поддерживать штукатурку сырой длительный период времени, а для рисования открывать только те участки, которые можно относительно быстро завершить

Конечно, при этом принимается во внимание особенности композиции, работать необходимо над целым образом, а не его частями

Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла

Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за день и освобождает от консервации соответствующую площадь стены. Пленка вырезается острым лезвием очень аккуратно, на стене не должны оставляться следы. Поверхность под пленкой постоянно сырая, но не настолько влажная, чтобы это мешало нанесению краски. Определить готовность стены к работе может только опытный живописец.

Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют

По ходу работы рисунок может немного изменяться и корректироваться. Процесс написания надо делать довольно быстро, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Консистенция краски зависит от стиля фрески. В одних случаях она пастообразная, а в других жидкая и наносится в три-четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.

Краски для росписи по сырой штукатурке

На сырой стене краски отлично соединяются, а кальций при выходе наружу из извести покрывает их защитной пленкой. Российские традиции написания фресок предусматривают использование густых красителей, утверждения о том, что рисунки тонкие и полупрозрачные, являются заблуждением. Метод работы выбирается живописцем, он принимает решение по ходу работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер много лет изучает их и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не стоит надеяться, что вам с первого раза удастся создать настоящий рисунок по сырой стене. Мастерству подмастерья у опытных художников учатся длительный период времени.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками.

Наибольшего расцвета техника фрески или настенная живопись по сырой штукатурке водяными красками получила в эпоху Возрождения Италии. Сначала на сырую штукатурку накладываются светлые тона. Затем последующие более темные и насыщенные слои наносятся поочередно.

Штукатурка под живопись по сырой штукатурке готовится особым способом. В состав ее входит кирпичная крошка, которая долго держит воду и не высыхает. Другим основным компонентом является известь. Берут самую качественную известь, гасят до полного прекращения процесса большим количеством воды.

Чтобы поверхность стены не трескалась, в штукатурку добавляют льняные нити и измельченную пеньку. Они связывают штукатурный раствор.

Стену готовят следующим образом. Создают неровности, углубления для лучшей адгезии раствора со стеной. Старое покрытие и грязь надо обязательно счистить.Поверхность постоянно увлажняется, а раствор наносится минимум тремя слоями.

Технология живописи по сырой штукатурке водяными красками.

Сначала художник создает на бумаге рисунок в натуральную величину. Он разрезается на отдельные фрагменты. Части рисунка прикладывают к поверхности стены или потолка и обводят по контуру.

Основной фон обычно отбеливают известью. Затем каждый обведенный сегмент заполняют цветом.Фреска должна быть написана быстро. Это требует от художника точности мазка.

Чтобы не тратить драгоценное время, пока не высохла штукатурка, мастер должен работать оперативно. Для этого заранее изготавливается рисунок в цвете. Затем наносятся тона и границы цвета. Каждый участок прописывается тенями.

Мастеру придется приноровиться к характеру поверхности. Если под финишной штукатуркой поверхность мало впитывает воду, то высыхание фрески будет медленным. Если внизу кирпичная кладка, которая вбирает воду, то процесс ускорится.

Если штукатурка нанесена 4-7 слоев, сохнуть поверхность будет дольше. Причем, каждый следующий слой должен быть тоньше предыдущего. Если поверхность высыхает, плохо впитывает краску, этот участок срезают, на это место наносят новый состав. Главное, чтобы при этом незаметен был шов.

Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.

Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.

Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.

История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.

Суть процесса

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.

Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.

Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий